Программа по хореографии детский сад. Упражнения, развивающие музыкальные чувство. с нарушением речи

Я знаю, что на сайте есть много хореографов, работающих в детских садах, поэтому сегодня я решила затронуть тему: «Специфика работы хореографа в ДОУ» и выяснить отличается ли работа хореографа, скажем в ДК, ДШИ, школе и др. заведениях от работы хореографа именно в детском дошкольном учреждении.

У меня был не большой опыт работы в детском саду, правда, не долгий, но кое-что я из этого опыта вынесла. Так, что попробую проанализировать свою работу, что нравилось, что нет, какие ошибки совершила в этом направлении и дать несколько советов по этому поводу. Ну, а Вы, уважаемые коллеги, работающие в детских садах, присоединяйтесь к разговору.

В основном, насколько я знаю, хореографы в ДОУ работают на коммерческой основе, потому, что такая должность в детском саду не предусмотрена. Хотя есть дошкольные учреждения, которые умудряются взять хореографа в штат и это вызывает, у меня лично, уважение к руководителю ДОУ.

Я в свое время, как основная масса хореографов, работала в детском саду на коммерческой основе. Отдавала по-моему 30% выручки за аренду, т.к. занималась в музыкальном зале детского сада. Проблем договориться с заведующей о начале занятий не было вообще никаких. Она мое предложение восприняла с энтузиазмом. Договорились об условиях работы тоже быстро.

Единственное, что я рассчитывала приходить на занятия к детям утром, но заведующая сказала, что с утра у детей и так много занятий, прогулка, игры и это время им не подходит. В результате договорились на 16 часов.

Повесила объявления о наборе, договорилась с воспитателями о том, чтобы они записывали всех желающих заниматься в отдельный список. Назначила день и время родительского собрания.

Желающих заниматься оказалось много. Во всяком случае список мне воспитатели дали внушительный и это при том, что набор я делала только детей 5-6 лет.

Проанализировав потом, почему родители так активно записывали детей на занятия я сделала вывод, что хореография в детском саду для родителей очень удобна. Дети находясь в саду позанимаются и после детского сада их уже не нужно никуда вести и ждать под дверью хореографического зала целый час, а можно сразу идти домой. Тем самым для родителей эти занятия проходят вообще безболезненно, в плане времени.

Ну, это я не много отвлеклась…

Настало время X, т.е. день родительского собрания. Удивлению моему не было предела, на собрание пришло аж 4 человека из всей записавшейся братии. Что ж, провела собрание для тех кто был. Все рассказала. Назначила время занятий.

Начались трудовые будни. На занятия, как ни странно, приходили фактически все записавшиеся, периодически кто-то болел. Но основная масса ходила исправно. Приходя, в детский сад и подготовившись к занятию, я сама ходила и забирала детей из групп в зал.

Мы занимались партерной гимнастикой, я проводила музыкально-ритмические упражнения и игры, в общем, весь так называемый комплекс работ, который положен в этом возрасте.

Но поведение детей было отвратительным. Это удивило, потому, что на занятиях по основному месту работу такой проблемы у меня не было. О причинах стоит только догадываться. Может быть причина была в том, что детей было слишком много. В общем, я решила разделить их на 2 группы. Разделила. Заниматься стало значительно проще и легче, но желаемого результата я все равно так и не достигла, т.е. поведение все так же страдало только не в таких масштабах, как раньше. Но все равно меня это не очень устраивало.

Детей я каждое занятие отмечала и в конце месяца воспитателям групп подала список тех, кто в течение месяца посещал мои занятия. Надо сказать, что сбор денег растянулся на целый месяц, кто-то два месяца нес деньги, а кто-то так и не заплатил.

Ладно. На дворе был ноябрь и я стала ставить девочкам танец снежинок. Получалось не плохо. Но… я работавшая всегда с детьми школьного возраста не учла того, что малыши часто болееют.

Ближе к Новогоднему празднику началось! Из 8 танцующих осталось только 3 или 4 здоровых. Продолжали репетировать несмотря ни на что. Но самое интересное, что на праздник пришли все! И ВСЕ встали в танец и стали «выступать»! Они же его учили, они же танцевали этот танец, а то, что были на паре репетиций, так это ерунда. Я была в легком шоке. Станцевали по принципу кто-что вспомнил…

В общем, Новогодних каникул я еле дождалась и дала себе зарок больше никогда не работать в детском саду. А продержалась я там ровно 3 месяца.

Какие я совершила ошибки?

1. Прежде, чем брать ребенка на занятия нужно обязательно побеседовать с родителями. Если они не смогли прийти на собрание, значит встретиться лично. Чтобы быть уверенной, что их устраивают Ваши условия работы и условия оплаты.

2. Время 16.00 не самое лучшее время для занятий в саду. Дети после сна, кто расслаблен, кто-то наоборот слишком возбужден, кто-то просто устал к концу дня и ничего не хочет.

3. Оплату лучше брать на месяц вперед. Кто оплатил? тех детей Вы и берете на занятия. Иначе потом оплаты не добьешься.

4. Неудобство работы в саду для меня заключалось еще и в том, что общение с родителями проходило в основном через воспитателя, а не напрямую. Это ослабляет ответственность родителей и по оплате и по посещению занятий. На вашей территории все проходит через Вас.

5. Когда дети приходят в хореографический зал, то они приходят к Вам. Это не их территория и они более сдержаны, чем в детском саду, где Вы их гость.

6. Если ребенок по какой-то причине не пришел в сад, то и на занятиях он присутствовать не будет 100%. Если занятия проходят в другом месте, то есть шанс, что ребенка приведут. И Ваш номер будет станцован, как положено.

7. Хореографический зал, форма и мама за дверью дисциплинируют сами по себе. Дети более собранные.

Я много лет подряд набирала дошкольников, но работала с ними в своем хореографическом зале. Поработав в детском саду сделала вывод, что лучше, когда дети приходят ко мне, чем, когда я прихожу к ним.

На первый взгляд разницы никакой. Если следовать законам математики вроде как от перестановки слагаемых сумма не меняется, но в этом случае оказалось, что разница есть. Во всяком случае для меня.

Мой опыт, конечно же, не показатель! Наверно детский сад это просто не мое! Иначе можно было бы попытаться проанализировав свои ошибки исправить их и работать дальше, но я не захотела.

Хореографы ДОУ, присоединяйтесь к разговору!

С уважением, Наталья Довбыш

Оксана Остапенко
Программа по хореографии для дошкольников

ПРОГРАММА

«Хореография »

ТИП ПРОГРАММЫ : модифицированная

Срок реализации программы : 3 года

Возраст обучающихся : 3-6 лет

Педагог доп. образования : Остапенко Оксана Александровна

г. Славянск-на-Кубани

1. Пояснительная записка.

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.

По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.

Занятия хореографией способствует физическому развитию детей : совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом. Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка : дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.

Цель программы :

Приобщить детей к танцевальному искусству;

Раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;

Давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;

Предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;

Сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.

Задачи программы :

В обучении :

Обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;

Научить движением передавать отношение к музыкальному образу;

Сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;

Совершенствовать творческую активность;

Воспитать художественный вкус;

Становления творческого воображения;

Смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.

В развитии :

Развить чувство прекрасного;

Способствовать к творчеству, фантазии;

Развить творческое воображение и познавательный интерес;

Способствовать гармоничному физическому развитию;

Коррекция психофизического развития;

Развитие артистических способностей.

В воспитании :

Развить положительные качества личности ребенка : активность, инициативу, находчивость, решительность;

Способствовать становлению творческого воображения;

Выработать устойчивость произвольного внимания;

Способствовать духовно-нравственному развитию.

Выполнение программы рассчитано на 3 года :

1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / - 108 часов в год.

2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.

Количество детей в группе 8-12 человек.

Режим работы :

1 год обучения : 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /

2 год обучения

3 год обучении : 4 раза в неделю - по 1 часу /30-35 мин. /

Условия приема учащихся :

Желание учащегося;

Согласие родителей;

Заявление родителей;

Добросовестное посещение занятий;

Выполнение требований педагога.

2. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 3 года/

№ Название темы Теоретические Практические Всего часов

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения - 18 18

3. Танцевальные игры - 36 36

4. Позиции рук - 6 6

5. Позиции ног - 4 4

6. Танцевальные движения - 8 8

7. Виды шага - 6 6

8. Прыжки, их разновидности - 4 4

9. Тренировка двигательных навыков - 8 8

10. Построение и перестроение - 10 10

11. Понятие о пространстве 1 2 3

12. Постановка танца 4 4

ИТОГО : 1 107 108

Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/

/ возраст воспитанников – 4-5 лет/

№ Название темы Теоретических Практических Всего часов

1. Вводное занятие - 1 1

3. Партерный экзерсис 1 3 4

4. Позиции рук в народном танце 2 2 4

5. Позиции ног в народном танце 1 3 4

6. Танцевальные игры 3 17 20

7. Парные танцы 1 10 11

8. Построение и перестроение 2 7 9

9. Шаг и его разновидность 1 8 9

10. Виды прыжков 1 1 2

11. Тренировка двигательных навыков - 10 10

12. Танцевальные движения 2 26 28

13. Постановка танца 2 14 16

14. Понятие о пространстве 1 7 8

Итого : 18 126 144

Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/

/возраст воспитанников – 5-6 лет/

№ Название темы Теоретические часы Практические

часы Всего

1. Вводное занятие - 1 1

2. Разминка и физические упражнения 1 17 18

3. Партерный экзерсис 1 8 9

4. Классический экзерсис 2 9 11

5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4

6. История танцевальных движений 1 1 2

7. Русские народные танцы 2 18 20

8. Современный танец 1 10 11

9. Танцевальные игры 1 17 18

10. Прекрасный мир музыки 2 2 4

11. Постановка танца 20 20

12. Развитие артистизма 1 8 9

13. Танцевальные движения 2 18 20

Итого : 16 128 144

3. Реферативное описание тем.

1 год обучения

№ Название темы и основные тезисы.

1. Вводное занятие :

Игра-знакомство «Давайте познакомимся»

Беседа-диалог «Что такое танец?»

Сказка о «волшебных ручках и ножках»

-«Веселая разминка»

2. Разминка и физические упражнения :

- «Волшебный лес» :

«Ветерок» ; «Бурелом» ; «Узкая тропинка» ; «Широкая тропинка» ; «Бабочка» ; «Птичка» ;

«Большие деревья» ;«Маленькие деревья» ; «Зайчики» ; «Медведи» ; «Лиса» .

- «Домашние животные»

-«Часики» и т. д.

3. Танцевальные игры :

- «Сундучок» ;

- «День-ночь» ;

- «Сова» ;

- «Барабаны» ;

- «Фейерверк» ;

- «Маленький мячик» ;

- «Воздушный шар» ;

- «Делай как я» ;

- «Фабрика игрушек» ;

- «Быстрый и медленный» .

4. Позиции рук :

Понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/ ;

Кулачок и «поясок» ;

- «юбочка» ; руки за спиной;

Открытые и закрытые ручки;

Руки вверху, впереди, внизу, в стороны.

5. Позиции ног :

Основная стойка;

- «Узкая дорожка» / ноги вместе/;

- «Широкая дорожка» /ноги на ширине плеч/;

На носочках;

На коленках;

Шестая позиция ног;

Третья позиция ног

6. Танцевальные движения :

- «Козлик» ;

- «Веселые ножки» ;

- «Поющие ручки» ;

- «Пружинка» ;

- «Ветерок» ;

- «Гусиный шаг» ;

- «Моторчики» ;

- «Топотушки» ;

- «Хлопушки» .

7. Виды шага :

Шаг с носочка;

Шаг на носочках;

Шаг на пяточках;

Топающий шаг;

Шаг на всей ступне;

Высокий шаг.

8. Прыжки и их разновидности :

На одной ноге :

- «Точка» ;

- «Часики» ;

- «Лесенка» ;

- «Заборчик» ;

- «Солнышко» .

На двух ногах :

Подскок;

- «Качалочка» ;

- «Ножницы» ;

- «Веселые ножки» .

9. Тренировка двигательных навыков :

- понятие : «Держать позу» ;

- понятие : «Приготовились» ;

- понятие : «Изменить позу» ;

- понятие : «Исходное положение» .

10. Построение и перестроение :

- «Цепочка» ;

- «Хоровод» ;

- «Круг» ;

По парам;

Шеренга;

Колонна по одному.

11. Понятие о пространстве :

Танцевальный класс;

- «танцпол» ;

Четыре точки в классе;

Право и лево;

Зритель;

Танцевальный рисунок.

12. Постановка танца :

Танец «Дружба» ;

Танец «Котята» ;

Танец «Снежинки» ;

Танец «С шарами» ;

Парный танец с хлопками.

2 год обучения

1. Вводное занятие :

- игра : «Давайте вспомним» / повторение изуч. материала/

Беседа-диалог «Что такое танец?»

-«Веселая разминка»

2 Разминка и физические упражнения :

- «Волшебный лес» :

«Ветерок» ; «Бурелом» ; «Узкая тропинка» ; «Широкая тропинка» ; «Бабочка» ; «Птичка» ;

«Большие деревья» ;«Маленькие деревья» ; «Зайчики» ; «Медведи» ; «Лиса» .

- «Домашние животные»

-«Часики» и т. д.

3. Партерный экзерсис :/ разминка на ковриках/

- «Лодочка» ;

-«Насос» ;

-«Качелька» ;

- «Парус» ;

- «Лягушка» ;

- «Колобок» ;

-«Бабочка» ;

- «Грибочек» ;

- «Часики» ;

- «Пловец» ;

-«Колечко» .

4. Позиции рук в народном танце :

- «Полочка» ;

- «Матрешка» ;

- «Кушачок» ;

- «Фартучек» .

5. Позиции ног в народном танце :

Шестая позиция;

Обратная выворотность;

- «Елочка» .

6. Танцевальные игры :

- «Сундучок» ;

- «День-ночь» ;

- «Сова» ;

- «Барабаны» ;

- «Фейерверк» ;

- «Маленький мячик» ;

- «Воздушный шар» ;

- «Делай как я» ;

- «Фабрика игрушек» ;

- «Быстрый и медленный» .

- «Ручеек» ;

- «Хоровод» .

7. Парные танцы :

- «Полька» ;

Танец с платками;

- «Кадриль» .

8. Построение и перестроение :

Колонна по одному;

Колонна по два;

Круг и квадрат;

С круга на линии.

9. Шаг и его разновидность :

Шаг с носочка;

Шаг на носочках;

Шаг на пяточках;

Топающий шаг;

Шаг на всей ступне;

Высокий шаг;

- «Прогулка » ;

Хороводный шаг;

Шаг кадрили.

10. Виды прыжков :

На одной ноге :

- «Точка» ;

- «Часики» ;

- «Лесенка» ;

- «Заборчик» ;

- «Солнышко» .

На двух ногах :

Подскок;

Прыжки с отбрасыванием ног назад;

- «Качалочка» ;

- «Ножницы» ;

- «Веселые ножки» .

- «Крестик» ;

- «Метелочка» .

11. Тренировка двигательных навыков :

- понятие : «Держать позу» ;

- понятие : «Приготовились» ;

- понятие : «Изменить позу» ;

- понятие : «Исходное положение» .

12. Танцевальные движения :

- «Козлик» ;

- «Веселые ножки» ;

- «Поющие ручки» ;

- «Пружинка» ;

- «Ветерок» ;

- «Гусиный шаг» ;

- «Моторчики» ;

- «Топотушки» ;

- «Хлопушки» .

13. Постановка танца :

Танец с зонтиками;

- «Ромашка» ;

Кадриль;

Танец с платочками.

14. Понятие о пространстве :

Танцевальный класс;

- «танцпол» ;

Четыре точки в классе;

Право и лево;

Зритель;

Танцевальный рисунок.

3 год обучения

№ Название темы и основные тезисы

1. Вводное занятие :

Цели и задачи на предстоящий учебный год;

- игра : «Придумай танец» / на основе имеющихся знаний/;

Меры безопасности при занятиях в классе.

2. Разминка и физические упражнения :

- «Волшебный лес» :

«Ветерок» ; «Бурелом» ; «Узкая тропинка» ; «Широкая тропинка» ; «Бабочка» ; «Птичка» ;

«Большие деревья» ;«Маленькие деревья» ; «Зайчики» ; «Медведи» ; «Лиса» .

- «Домашние животные»

-«Часики» и т. д.

3. Партерный экзерсис :/ разминка на ковриках/

- «Лодочка» ;

-«Насос» ;

-«Качелька» ;

- «Парус» ;

- «Лягушка» ;

- «Колобок» ;

-«Бабочка» ;

- «Грибочек» ;

- «Часики» ;

- «Пловец» ;

-«Колечко» .

4. Классический экзерсис : / разминка у станка/

- «плие» ;

- «пеливе» ;

- «батман» ;

- «жете» ;

- «соте» .

5. Позиции рук и ног в классическом танце :

Первая, вторая, третья и подготовительная позиции рук;

1,2,3,4,5,6 позиции ног.

6. История танцевальных движений

Русские народные танцы :

Хоровод;

Кадриль;

Перепляс.

7. Современный танец :

История современного танца;

Основные стили;

Изучение движений;

Постановка танца.

8. Танцевальные игры :

- «Сундучок» ;

- «День-ночь» ;

- «Сова» ;

- «Барабаны» ;

- «Фейерверк» ;

- «Маленький мячик» ;

- «Воздушный шар» ;

- «Делай как я» ;

- «Фабрика игрушек» ;

- «Быстрый и медленный» .

9. Прекрасный мир музыки :

Основы нотной грамоты;

Слушание музыки, определение ее характера и темпа.

10. Постановка танца :

Танец «Листопад» ;

- «Веселая полька» ;

- «Гномики» ;

Кадриль;

Хоровод;

- «Веселый перепляс» .

11. Танцевальные движения :

- «Козлик» ;

- «Веселые ножки» ;

- «Поющие ручки» ;

- «Пружинка» ;

- «Ветерок» ;

- «Гусиный шаг» ;

- «Моторчики» ;

- «Топотушки» ;

- «Хлопушки» .

4. Формы и виды контроля

Успешное выполнение данной программы возможно при эффективном педагогическом и общественном контроле и осуществляется в различных формах. Усвоение пройденного материала оценивается путем индивидуальных и групповых ответов, типовых поз и движений, выполнения типовых заданий.

Лучшим показателем усвоения материала является участие учащихся в выступлениях. Выступление - самый важный элемент. Наглядная природа физического воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.

5. Методическое обеспечение программы

1. Танцевальный зал и его оформление.

2. Звукопроизводящая аппаратура, кассеты, диски.

3. Соответствующая форма для занятий и костюмы для выступлений.

4. Участие в мероприятиях.

6. Список литературы :

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии » . С. Петербург. 1996

2. Т. М. Фисанович «Танцы» . Москва. 2000

3. О. В. Иванникова «Классические танцы» . Москва 2003

4. Джим Холл «Учимся танцевать» / веселые уроки для дошколят/ .

АСТ. Астрель, Москва. 2008

5. З. Я. Роот «Методика преподования танца в детском саду»

/ практическое пособие/ Москва. 2004

Для занятий хореографией в дошкольном учреждении желательно иметь просторное, чистое, светлое помещение с деревянным полом, по возможности оборудовано зеркалами. Температура воздуха в зале не должна превышать 15-16 °. До начала занятий помещения необходимо проветривать, делать влажную уборку.

Форма для занятий должна быть удобной и опрятной. Каждый педагог может самостоятельно выбирать вид одежды: спортивный купальник и юбочку, футболку и короткие эластичные штанишки или лосины - для девочек, майку и эластичные шорты (лосины) - для мальчиков. Желательно, чтобы одежда была одного цвета (в хореографии классическим цветом репетиционной формы является черный). На ногах не должно быть никакой обуви, кроме чешек или балеток (тапочек из мягкой ткани для свободного развития подъема). Длинные волосы у девушек должны быть зачесаны и тщательно собраны. Следует избегать на руках и шее украшений. Наличие формы дисциплинирует детей и способствует ответственному отношению к танцевальной деятельности. Все занятия по хореографии желательно проводить в сюжетной или игровой форме. Подбирая сюжет, следует учитывать уровень знаний и круг интересов детей. Источниками сюжетных линий могут быть: детская литература (рассказы, сказки, стихи) окружающий мир (бытовая, спортивная, трудовая и игровая деятельность; объекты и явления природы) детский песенный материал, мультфильмы и детские кинофильмы и тому подобное. На их основе можно проводить различные формы хореографических занятий: занятие-сказка, занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-соревнование, занятие-фантазия, занятие развлечение, занятие-концерт. Такие формы захватывают детей, повышают их активность, стимулируют творческое воображение, обогащают эмоциональный опыт.

Каждая часть хореографического занятия должна решать конкретные задачи, связанные между собой и направлены на выполнение программы хореографической работы с определенной возрастной категории в целом. В содержание занятия следует включать повторение предыдущего и преподавания нового материала с обязательным его закреплением. Путем повторения незаметно накапливаются знания и умения, которыми ребенок может пользоваться в самостоятельной деятельности. Новый материал лучше подавать в небольшом объеме, с нарастанием степени сложности, повторяя его к сознательному усвоению. Также следует как можно чаще менять построение детей в зале для того, чтобы они свободно чувствовали пространство и у них не возникал стереотип «собственного места» во время выполнения танцевальных номеров. Для более полного перевоплощения детей в определенный образ возможно использование различных вспомогательных предметов (элементы костюмов, маски, игрушки и другой реквизит).

Процесс овладения танцевальным движением следует начинать с формирования умения, которое опирается на предыдущие знания и личный двигательный опыт ребенка. По своей природе, структуре и методике усвоения хореографические умения и навыки идентичны двигательным, поэтому их формирование происходит поэтапно: первичное содержательно-образное ознакомления детей с танцевальным движением - углубленное, детализированное его изучения - закрепление и совершенствование в репродуктивной и продуктивной видах танцевальной деятельности.

На разных этапах формирования хореографических умений должны меняться соотношение методов и приемов. На начальном - предпочтение отдается ознакомлению с названием и эталонном показе движения педагогом, целостном и поэлементному показе, анализу музыкального сопровождения, образному сравнению, объяснению и тому подобное. На этапе углубленного детализированного обучения - метода упражнения, приемам интерпретации, идеомоторной тренировки, поляризации, соревнования, контактного выполнения, неформальных задач и тому подобное. На этапе совершенствования - самоконтролю, изменении условий выполнения, введению усвоенного движения в детскую импровизации, творческой интерпретации движения.

С целью снижения утомляемости детей, поддержания активности, устранения монотомии, коррекции неблагоприятных эмоций необходимо во всех частях занятия использовать приемы переключения внимания (объем внимания дошкольников колеблется каждые 2-10 секунд), менять характер деятельности («динамическая-статическая», «тихая-громкая», «эмоциональная менее эмоциональная ») и ее виды (слушание, исполнение, импровизация и т.д.). В процессе обучения следует избегать общения на уровне авторитарно-дисциплинарных указаний, которые формируют у детей пассивную реакцию, снижают их заинтересованность и инициативу.

Учитывая, что у дошкольных группах хореографией занимаются дети без предварительного отбора, одной из важных задач, которую педагог должен решать на каждом занятии, является коррекционная работа (предупреждение и исправление дефектов осанки, стопы и др.).

Во время организации и проведении хореографических занятий с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать танцевальные упражнения различной направленности: пантомимические (выразительные движения, позы, жесты, мимика) танцевальные (движения народно-сценического, классического, современного и элементарного бального танцев) коллективно-порядковые (фигурные и композиционные перестроения); коррекционные (партерные и корректирующие движения) музыкально-ритмические (задание на эмоциональное восприятие музыки, музыкально-двигательную координацию движений и развитие внимания, передачу ритмического рисунка); творческие (имитационные движения, творческие игры и задания).

Доступный танцевальный и музыкальный репертуар в системе дошкольного образования можно применять не только в хореографической работе, но и успешно интегрировать в другие виды детской деятельности (музыкальную, игровую, театрализованную). Содержательное наполнение занятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой, физического воспитания, формирование элементарных математических представлений будет способствовать повышению познавательного интереса детей, закреплению знаний в нетрадиционных формах, увеличению объема двигательной активности.

Вместе с учебными задачами на занятиях по хореографии следует решать воспитательные. Так, выполнение движений позволяет влиять на формирование волевых качеств (настойчивости, организованности, дисциплинированности, выдержки), а взаимодействие ребят во время танца способствует усвоению навыков культуры поведения и общения (умение пригласить на танец и поблагодарить партнера после его окончания). Особое внимание во время занятия следует обращать на ребят, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального репертуара, но и повышенной физической нагрузкой.

Большое значение на танцевальном занятии имеет музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать возрасту детей, быть эмоционально выразительным, доступным для восприятия, четко передавать характер движений, ритм и темп. Если в одном из структурных компонентов занятия преобладают классические танцевальные движения, то следует использовать репертуар классической музыки; если педагог использует лексику народных или современных танцев, то в соответствии добирается и музыкальное оформление.

Таким образом, при организации и проведении хореографических занятий с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих методических требований:

Постановка перед каждым занятием учебных, воспитательных, развивающих и оздоровительных задач;

Подбор содержания занятия соответственно его тематике, целям и задачам;

Использование разнохарактерного, образного музыкального материала, что отвечает задачам определенной части занятия;

Повторение предыдущего и подача нового материала с обязательным его закреплением путем многократного, вариативного использования;

Изменение видов деятельности, местоположения детей, оптимальная дозировка допустимой нагрузки;

Создание атмосферы защищенности и комфортности во время занятия, доброжелательный характер общения с педагогом, поощрения даже незначительных достижений детей;

Непосредственное участие педагога в исполнении танцевальных движений;

Подведение итогов с анализом деятельности детей, сообщение цели следующего занятия для повышения интереса и мотивационной готовности.

Итак, хореографическая работа в системе дошкольного образования будет эффективной при следующих условиях: использование педагогического потенциала хореографии с учетом ее воспитательных и развивающих возможностей; реализация личностно-ориентированного подхода к детям в процессе танцевальной деятельности; применение демократического стиля общения педагога с детьми, основанной на принципах взаимодействия и сотворчества; мотивация деятельности детей; применение совокупности движений народного, классического, современного и элементарного бального танцев; подбор системы методов и приемов в зависимости от этапов формирования хореографического навыка; использование доступного и интересного танцевального репертуара; применение различных типов хореографических занятий.

Хореография

Организация работы в ДОУ по хореографии.

Работа хореографического кружка в ДОУ осуществляется на основе программы по танцевально-игровой гимнастике "Са-Фи-Дансе", рассчитанная на четыре года обучения детей от 3 до 7 лет. Программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

В программе "Са-Фи-Дансе" представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Он придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Основной целью программы "Са-Фи-Дансе" является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по программе "Са-Фи-Дансе" создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Исходя из целей программы, предусматривается решение следующих основных задач для детей 3-7 лет.

1 . Укрепление здоровья:

Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
Формировать правильную осанку;
Содействовать профилактике плоскостопия;
Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев;
Развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

Развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
Формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Особенности методики обучения.

Целостный процесс обучения танцам можно условно разделить на три этапа:

Начальный этап - обучению упражнению (отдельному движению);

Этап углубленного разучивания упражнения;

Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, у дети пытаются воссоздать увиденное, опробывают упражнение.

При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и др.) начальный этап обучения может закончиться уже на первых попытках. При обучении сложным движениям (например, разнонаправленные движения руками, ногами, головой в упражнениях танцевального характера) педагог должен выбрать наиболее рациональные методы и приемы дальнейшего формирования представления о технической основе упражнения. Если упражнение можно разделить на составные части, целесообразно применять расчлененный метод. Например: изучить сначала движение только ногами, затем руками, далее соединить эти движения вместе и только после этого продолжить дальнейшее обучение упражнению.

При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания упражнения характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники его выполнения. Основная задача этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию закономерностей движения, усовершенствования ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка, переходом его в умение высшего порядка. Задача педагога на этом этапе состоит не только в закреплении двигательного навыка у детей, но и в создании условий для формирования движений более высокого уровня, выполнение которых можно было бы использовать в комбинации с другими упражнениями.

Этап совершенствования упражнений можно считать завершенным лишь только тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. Только после этого данное упражнение можно применить с другими, ранее изученными упражнениями, в различных комбинациях, комплексах и танцах.

Формы проведения занятий: Занятия хореографией делятся на несколько видов:

Обучающие занятия. На занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения. На уроке может быть введено не более 2-3 комбинаций.

Закрепляющие занятия. Предполагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих движение правильно, лучше других, или идет соревнование - игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

Импровизационная работа. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Консультация для родителей: "Музыкально-игровое и танцевальное творчество".

Творческие проявления детей в ритмике являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать "свой" музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русскую народную мелодию "Как у наших у ворот", у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать всем вместе. Если ребенок не чувствует шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеет танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение и др.), а также образными (имитация игры на дудочке, балалайке и др.), то инсценировка-импровизация у него не получится выразительной. Этот пример еще раз подтверждает, что детей необходимо специально готовить к таким занятиям. Нужно, чтобы ребенок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнять движения с воображаемыми предметами (мячом, лентой, платочком), свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций и т. д.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю.Литовко и т.д.).

На втором этапе задания усложняют - развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей ("Ворон", русская народная прибаутка; "Всем, Надюша, расскажи", белорусская народная песня; "Сапожник", чешская народная песня и т.д.), передача характера музыки в различных танцевальных жанрах (полька, вальс, галоп).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей ("Котик и козлик", музыка Е. Тиличеевой; "К нам гости пришли", музыка Ан. Александрова; "У медведя во бору", русская народная мелодия и т.д.), найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе дети выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца ("На мосточке", музыка А.Филипенко; "Жили у бабуси", русская народная песня; "Кто построил дом?", музыка Е.Тиличеевой и т.д.).

Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада и конечно в семье нужно целенаправленно учить детей воплощать характер, образы музыки в движениях. В основе этого обучения лежит овладение обобщенными способами музыкальной деятельности, в данном случае необходимыми для творческих проявлений в ритмике. Ребенка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, чтобы он умел хорошо ориентироваться в нем. Необходимо воспитывать у детей творческое отношение к музыке, стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы.

Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления, постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность. Не последнюю роль играет и оснащение данного вида музыкальной деятельности в детском саду и в семье всем необходимым: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, музыкальными инструментами, пространством для развертывания игр и танцев.

Ребятам предлагают и классическую, и современную музыку, чтобы постоянно обогащались их музыкальные впечатления, воспитывался эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства. При этом педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их склонности и интересы. Но полного успеха можно добиться, только если в музыкальном воспитании активно участвуют родители, которые также должны позаботиться о всестороннем развитии детей. А оно предполагает и формирование творческих способностей средствами музыкально-ритмических движений.

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.


- всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;






1. Пояснительная записка
1.1 .Актуальность программы……………………………………………………….2
1.2 .Направленность………………………………………………………………….4
1.3 .Цель программы…………………………………………………………………4
1.4 . Задачи обучения…………………………………………………………………4

2. Основные направления и содержание образовательной деятельности
2.1 Технологии, методы и приёмы………………………………………………….5
................................................................6

3. Условия реализации программы
3.1 Формы проведения занятий……………………………………………………12
3.2 Материально-техническое оснащение………………………………………...12


4.1 Предполагаемые результаты освоения детьми программы………………….13
………………………13
……………………………………15

Литература…………………………………………………………………………..16

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность программы.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требуют от педагогов дошкольного учреждения реализации следующих задач:
- охраны жизни и укрепления здоровья детей;
- всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
-сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
- формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей.
Для решения данных задач разрабатываются основные образовательные программы. Однако, художественно-эстетическое развитие ребенка, по результатам опроса родителей, требует дополнительных подгрупповых занятий с детьми по таким направлениям, как хореография.
Программа «Хореография» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.

1.4. Задачи обучения:


Развивать чувство ритма

Танцевальную выразительность
Координацию движения
Ориентировку в пространстве
Воспитать художественный вкус




1. Вводное занятие.

2. Партерная гимнастика.





5. Танцевальные элементы.
6. Этюды и игры
7. Танцы

2.2 Тематическое планирование занятий.



п/п
Тема
Количество часов
1

25
2
Партерная гимнастика.
29
3

13
4
Итоговое занятие.
1
Итого:
68



- постановка корпуса;

- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;






- хлопки;




- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.




- упражнения для стоп;







- применение игр на занятиях.
Тема 4. Итоговое занятие.


п/п
Тема
Количество часов
1

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
25
2
Партерная гимнастика.
29
3

Танцевальные этюды, игры, танцы.
13
4
Итоговое занятие.
1
Итого
68

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений










-перескоки с ноги на ногу;



Выполнение проученных элементов танцевальных движений.




Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)

-образные движения;
- танцевальные этюды на полу.





Тема 4. Итоговое занятие.




п/п
Тема
Количество часов
1

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
26
2
Партерная гимнастика.
26
3
Танцевальные этюды, игры, танцы.
15
4
Итоговое занятие.
1
Итого
68

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
-образные движения;
- танцевальные этюды на полу.

Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
Тема 4. Итоговое занятие.

- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.

3.1 Формы проведения занятий.





Экран, проектор, телевизор.


Фортепиано.

Коврики.


4. Механизм оценки получаемых результатов
К концу обучения дети знают:



умеют:







4.2 Форма оценивания результатов освоения программы




* Оценка уровня:


№ п/п
Показатели
Отметка
о развитии
(«+»/ «-»)
Методы
диагностики

1.

наблюдение,
беседа

2.

наблюдение
беседа

3.

наблюдение
беседа

4

наблюдение
беседа

5

наблюдение
беседа

6

наблюдение
беседа

7

наблюдение
беседа

8

наблюдение
беседа

9

наблюдение
беседа

10

наблюдение
беседа

Итого
«+» - ___; «-» - ___

наблюдение
беседа
Уровень*


Таблица 1

Группа для детей______ лет

Фамилия,
имя
ребенка
Уровень освоения программы

Начало учебного года
Конец учебного года
Итоговый результат

4.3 Форма представления результатов работы

-итоговые занятия;

Литература







1.3. Цель программы - приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников; привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту; выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.

1.4. Задачи обучения:
Прививать детям любовь к танцу
Соразмерно сформировать их танцевальные способности
Развивать чувство ритма
Эмоциональную отзывчивость на музыку
Танцевальную выразительность
Координацию движения
Ориентировку в пространстве
Воспитать художественный вкус
Задача первого года обучения - научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус.
Задача второго, третьего и четвертого года обучения - научить детей новым танцевальным движениям, ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить танцевальный рисунок.

2. Основные направления и содержание образовательной деятельности.
2.1. Технологии, методы и приёмы.
Программа «Хореография» разработана на основе технологии Бриске И.Э. «Ритмика и танец». На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастика.
Методы и приемы развивающего обучения детей зависят от вида занятий (вводное занятие, партерная гимнастика, упражнения на ориентировку в пространстве, движения с предметами и игрушками (мяч, платочек, обруч, погремушки и др.), танцевальные элементы, этюды и игры, танцы)
1. Вводное занятие.
На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладевают этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.
2. Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фундаментом танца. Партерная гимнастика - это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.
3. Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
4. Движения с предметами и игрушками (мяч, платочек, обруч, погремушки и др.).
5. Танцевальные элементы.
6. Этюды и игры
7. Танцы

2.2 Тематическое планирование занятий.

Программа «Хореография» рассчитана на три года обучения и рекомендуется для занятий с детьми с 3 до 6 лет.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей.

Тематический план занятий с детьми 3-4 лет


п/п
Тема
Количество часов
1
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

25
2
Партерная гимнастика.
29
3

Танцевальные этюды, игры, танцы.

13
4
Итоговое занятие.
1
Итого:
68

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Ознакомление детей с танцевальной азбукой:
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
Тема 4. Итоговое занятие.
-показ проученного материала родителям.

Тематический план занятий с детьми 4-5 лет


п/п
Тема
Количество часов
1

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
25
2
Партерная гимнастика.
29
3

Танцевальные этюды, игры, танцы.
13
4
Итоговое занятие.
1
Итого
68

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
-образные движения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания и гибкость.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
Тема 4. Итоговое занятие.
- показ родителям проученного материала;
- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.
Тематический план занятий с детьми 5-7 лет

п/п
Тема
Количество часов
1

Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
26
2
Партерная гимнастика.
26
3
Танцевальные этюды, игры, танцы.
15
4
Итоговое занятие.
1
Итого
68

Тема 1. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу;
-упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз;
-упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлёстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
-перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
-шаги на полупальцах и пятках;
-притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Тема 2. Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
-образные движения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение упражнений партерной гимнастики на растягивания и гибкость.
Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
Тема 4. Итоговое занятие.
-показ родителям проученного материала;
- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.

3. Условия реализации программы.

3.1 Формы проведения занятий.
Занятия проводятся по подгруппам по 7-10 детей. Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной подгруппе детей, учитывая при этом состав, физические данные и возможности детей. Количество занятий в неделю – 2раза (2 часа). Итого – 68 часов в год.
Для детей 3-4 лет продолжительность занятия 15 минут, для детей 4-5 лет продолжительность занятия 20 минут, для детей 5-6 лет продолжительность занятия 25 минут, для детей 6-7 лет продолжительность занятия 30 минут.

3.2 Материально-техническое оснащение.
Музыкальный зал с зеркальным оформлением стен.
Нотно-методическая литература.
Методические пособия по всем разделам хореографической деятельности.
Экран, проектор, телевизор.
Аудиокассеты, СД – диски («Мир танца для детей» и др.).
Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
Фортепиано.
Резиновые мячи среднего размера.
Коврики.
Костюмы для концертной деятельности.

Дидактический материал: картинки, схемы, игрушки.
4. Механизм оценки получаемых результатов
4.1. Предполагаемые результаты освоения детьми программы
К концу обучения дети знают:
-начало и конец музыкального вступления,
-названия новых танцевальных элементов и движений,
-правила исполнения движений в паре;
умеют:
-откликаться на динамические оттенки в музыке,
-выполнять простейшие ритмические рисунки,
-реагировать на музыкальное вступление,
-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы,
-давать характеристику музыкальному произведению,
-хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.
-исполнять движения в парах, в группах.
- держаться правильно на сценической площадке.

4.2 Форма оценивания результатов освоения программы
Мониторинг развития практических навыков в области танцевального искусства и развития эстетического вкуса, освоения программы «Хореография» осуществляется в форме наблюдения за детьми и оценивания уровня приобретения практических знаний и умений (низкий, средний, высокий). На каждого ребенка заполняется карта освоения программы «Хореография»
КАРТА освоения программы «ХОРЕОГРАФИЯ»
Ф.И. ребёнка_________________________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения______________________________________________
* Оценка уровня:
«высокий» уровень - все показатели отмечены знаком «+»;
«средний» уровень - большинство показателей отмечены знаком «+»;
«низкий» уровень - большинство показателей отмечены знаком « - ».
№ п/п
Показатели
Отметка
о развитии
(«+»/ «-»)
Методы
диагностики

1.
Узнает начало и конец музыкального вступления

наблюдение,
беседа

2.
Знает названия новых танцевальных элементов и движений

наблюдение
беседа

3.
Знает правила выполнения движений в паре

наблюдение
беседа

4
Умеет откликаться на динамические оттенки музыки

наблюдение
беседа

5
Умеет выполнять простейшие ритмические рисунки,

наблюдение
беседа

6
Умеет реагировать на музыкальное вступление

наблюдение
беседа

7
Умеет красиво и правильно исполнять танцевальные элементы,

наблюдение
беседа

8
Умеет давать характеристику музыкальному произведению,

наблюдение
беседа

9
Умеет хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков.

наблюдение
беседа

10
Умеет исполнять движения в парах, в группах.

наблюдение
беседа

Итого
«+» - ___; «-» - ___

наблюдение
беседа
Уровень*

Результаты освоения программы детьми всех групп оформляются в виде сводной таблицы «Результаты освоения программы» (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты освоения программы «Хореография»

Группа для детей______ лет

Фамилия,
имя
ребенка
Уровень освоения программы

Начало учебного года
Конец учебного года
Итоговый результат

4.3 Форма представления результатов работы
Форма представления результатов работы:
-итоговые занятия;
-показ освоенного материала родителям;
- выступление с танцевальным номером на праздниках и развлечениях.

Литература

1. Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Мир вашего ребенка. Ростов - на - Дону «Феникс» 2003г.
4. Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. Москва 2007г.
5. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
6. Чибрикова - Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
7. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. Ярославль 2004г.