I критерий обуславливает здоровье, II–VIкритерии характеризуют здоровье. Группы здоровья детей

Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.

Приветствую вас уважаемые читатели, если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.

Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев «классификации ребенка» является уровень его здоровья.

Группы здоровья детей и их характеристика — о чем идет речь?

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает «требоваться» при поступлении в сад или школу.

Формирование групп здоровья

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

  • хирург;
  • глазной врач;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • дантист.

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Неужели ущемление прав?!

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Группы здоровья детей и их характеристика разработаны врачами-педиатрами исключительно в интересах самих детей!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради «облегчения жизни» педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в «подготовительную группу». Не с целью разделить деток на «здоровых» и «не очень», а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

А какие варианты?

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.


Первая категория

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Апгар: существует 5 критериев – дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, цвет кожного покрова. Каждый показатель может «получить» от 0 до 2 баллов. Выставляется такая оценка на 1 и на 5 минуте после рождения. Если на 1 минуте малыш получает от 0 до 3 баллов, или на 5 до 6 баллов, это значит, что ему нужна срочная реанимация.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Вторая категория


Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой «диагноз» выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. «Частые» – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις - воспоминание) - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная «компания». Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Третья категория


Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно («больна»). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая категория


Четвертая (4) группа здоровья у детей – это «промежуточная» стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой «компании» характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально «неправильную» систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе «обычных» сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Пятая категория


Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).

Группы здоровья и группы риска – есть разница?

Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых «больше возможностей» получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.

При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.

По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.

Определяем группу здоровья

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть «классифицирован» по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группа здоровья у детей — таблица по заболеваниям

Группа здоровья Хронические заболевания Острые заболевания Аномалии развития Функциональные отклонения Нервно-психическое развитие
1 (первая) Нет Редко (до 4 раз в год) Нет В норме
2 (вторая) Нет Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Есть В норме/слегка отстает
3 (третья) Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение Часто, с тяжелым течением Есть,
незначительное ограничение возможностей
Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология В норме/слегка отстает
4 (четвертая) Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания В норме/слегка отстает/ощутимо отстает
5 (пятая) Есть, тяжелые, с редкими облегчениями Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях. Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и «здоровые» элементы В норме, может быть незначительное или значительное отставание

Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.

Определение категории – важный этап. Нельзя «расслабляться», даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно. Большинство заболеваний сегодня поддается лечению, но этим нужно заниматься — скрупулезно, долго, ежедневно. И тогда родительский труд будет вознагражден здоровьем ребенка.

В медицинской карточке, которую заводят на каждого ребенка, указываются все известные о нём соответствующие данные. Достаточно часто родители обращают внимание на графу «Группа здоровья», в которой проставлены какие-то цифры (с буквами или без). Группа здоровья у ребенка может быть от первой до пятой и это зависит от целого ряда обстоятельств. Нередкой бывает ситуация, когда указана группа здоровья 2А у новорожденного и молодые мамы не знают, что это означает. Врачи тоже могут объяснять всё туманными терминами, хотя ребенок является фактически здоровым и нормально развивающимся.

Порядка шестидесяти процентов всех рожденных детей сейчас относят ко второй группе здоровья. Критерии, по которым врачи определяют принадлежность к той или иной группе, различны, но по большей части унифицированы и вы самостоятельно сможете в этом разобраться без особого труда.

Врач определяет примерную группу здоровья ребенка еще с до его рождения. Благодаря УЗИ и другим современным технологиям, включая биохимический анализ, можно получить достаточно подробное представление о том, каким скорее всего родиться ребенок.

После рождения младенец оценивается по таким критериям, как физическое, психическое и нервное развитие. Все указанные критерии включают в себя готовность организма благополучно и стойко противостоять различным неблагоприятным факторам.

Кроме того, важными критериями при определении группы заболевания являются хронические заболевания, которые могут как быть, так и не быть у ребенка. Врач проводит полноценный медицинский осмотр ребенка и, ориентируясь на полученные данные, а также на результаты анализов, делает соответствующие выводы, причисляя кроху к той или иной группе здоровья.

Тут важно понимать, что при проставлении значения в графу здоровья медицинской карточки ребенка, доктор руководствуется не тем, чтобы все критерии были вместе, а обращает внимание на определенные критические факторы. Если по одному из вышеперечисленных критериев всё достаточно серьезно, то решение о группе здоровья будет принято именно такое, а не какое-то другое. По сути, фактическое отношение ребенка к той или иной группе здоровья ни несет за собой никаких проблем ни сейчас, ни в будущем. Эти отметки ставятся для других врачей, которые в течении жизни ребенка будут принимать указанные факторы и на их основе ставить диагнозы, назначать лекарственные препараты, проводить операции и обследования.

Нет смысла настаивать на том, чтобы доктор отнес ребенка к какой-то другой группе здоровья, так как это не понесет за собой никакой практической пользы. Наоборот, нужно настаивать на наиболее точном определении группы здоровья, чтобы впоследствии ребенок смогут обслуживаться другими врачами наиболее квалифицированно.

Собственно, это всё, что можно сказать по данному вопросу. Вас не должно волновать то, к какой группе здоровья отнесет доктор вашего ребенка. Но вот сама группа должна вызывать у вас внимание, так как только таким образом можно скорректировать с педиатром свои действия по уходу за ребенком, обеспечив ему плодотворное развитие, совершенствование и хорошее здоровье.

Почитать в сравнительной таблице о том, по каким факторам определяются другие группы здоровья и сравнить с 2А вы можете в соответствующих статьях. Получить же подробную консультацию по выращиванию ребенка с такой группой здоровья можно будет у вашего участкового врача.

П оказателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:

  • общая заболеваемость,
  • инфекционная заболеваемость,
  • индекс здоровья,
  • процент длительно и часто болеющих,
  • распространенность и структура,
  • процент лиц с нормальным физическим развитием;
  • процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.

В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

  • Индекс здоровья - процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 - 80%, фактически - 17-30%).
  • Количество часто болеющих детей (более 3 - 4 раз \ в году).
  • Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет - увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.

Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.

Основные 5 групп здоровья детей.

Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.

Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:

  • 2) закаливание естественными факторами природы;
  • 4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.

Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт. ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.

Наблюдение участковым педиатром

1-я группа здоровья:

  • на 18-20-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни - посещение ребёнком поликлиники, на 2-м месяце жизни здоровый ребёнок посещает поликлинику 2 раза, далее ежемесячно.

2-я группа здоровья:

  • в первые 3 дня после выписки из родильного дома:
  • 14-й день жизни:
  • 21-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни - посещение ребёнком поликлиники, на 1 месяце жизни здоровый ребёнок посещает поликлинику 2 раза, да ежемесячно.

3-я группа здоровья:

  • в первые сутки после выписки из родильного дома;
  • новорождённых осматривает заведующая отделением;
  • каждые 5 дней в течение первого месяца жизни детей осматривает педиатр. Далее наблюдение ведут по основному заболеванию вместе с узкими специалистами.
  • 4-ю и 5-ю группу наблюдают по основному заболеванию в стационар.

Диспансеризация и реабилитация новорождённых из различных групп риска на педиатрическом участке

Группы риска новорождённых детей (методические рекомендации СССР от 1984 г.)

  • 1-я группа - новорождённые с риском развития патологии ЦНС.
  • 2-я группа - новорождённые с риском внутриутробного инфицирования.
  • 3-я группа - новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий.
  • 4-я группа - новорождённые с риском развития врождённых порой органов и систем.
  • 5-я группа - новорождённые из группы социального риска.

Выделяют также дополнительные группы (согласно приказу М3 РФ № 108 от 29.03.96 г. и методическим рекомендациям г. Иваново от 1988 г.

  • группа риска по тугоухости и глухоте;
  • группа риска по анемии;
  • группа риска по развитию синдрома внезапной смерти;
  • группа риска по развитию аллергических заболеваний.

Диспансерное наблюдение за новорождёнными из разных групп риска на педиатрическом участке осуществляют дифференцированно.

1-я группа - новорождённые с риском развития патологии ЦНС

Факторы риска:

  • возраст матери менее 16 и более 40 лет;
  • вредные привычки и профессиональные вредности матери;
  • патология беременности и родов (токсикозы, угроза прерывания, выкидыши, многоводие, многоплодная беременность в анамнезе, затяжные или стремительные роды);
  • токсоплазмоз и другие инфекционные заболевания;
  • масса ребёнка более 4000 г;
  • переношенность, асфиксия, стигмы.

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно.
  • Осмотр с участием заведующего отделением не позднее 3 мес и обязательно при каждом заболевании ребёнка.
  • Осмотр невропатологом в 1 мес, в дальнейшем каждый квартал; сурдолог, окулист - по показаниям.
  • Строгий контроль участкового педиатра, направленный на обнаружение нарастания размеров головы, определение нервно-психического развития.
  • Профилактические прививки по индивидуальному плану после разрешения невропатолога.
  • По достижении года при отсутствии изменений со стороны ЦНС ребёнка снимают с учёта.

2-я группа - новорождённые с риском внутриутробного инфицирования

Факторы риска:

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца, в дальнейшем ежемесячно; медсестрой - 2 раза в неделю.
  • Раннее лабораторное обследование в 1 и 3 мес (кровь, моча) и после каждого заболевания.
  • Обязательный осмотр с участием заведующего отделением не позднее 3 мес и после каждого заболевания.
  • Мероприятия по профилактике, ранней диагностике и лечению дисбактериоза.
  • При отсутствии симптомов внутриутробного инфицирования ребёнка снимают с диспансерного учета в 3-месячном возрасте.

3-я группа - новорождённые с риском развития трофических нарушений и эндокринопатий

Факторы риска:

  • экстрагенитальная патология матери (сахарный диабет, гипотиреоз,
  • ожирение, гипертоническая болезнь);
  • предшествующие аборты;
  • патология беременности (выраженный токсикоз);
  • роды от 4-й и более беременности;
  • большая масса тела при рождении, гипотрофия, незрелость, дети из двойни;
  • гипогалактия у матери, раннее искусственное вскармливание, синдром мальабсорбции;
  • дети с неустойчивым стулом;
  • вредные привычки матери (курение).

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца, затем ежемесячно.
  • Заведующий отделением осматривает ребёнка не позднее 3-месячного возраста.
  • Осмотр эндокринологом не менее 2 раз в течение первого года жизни (в первом квартале и в 12 мес).
  • Борьба за естественное вскармливание до 1,5-2 лет.
  • Диспансеризация в течение первого года жизни. При отсутствии патологии ребёнка снимают с учёта.

4-я группа - новорождённые с риском развития врождённых пороков I органов и систем

Факторы риска:

  • наличие врождённых пороков у супругов или их родственников;
  • предшествующее рождение детей с врождёнными пороками;
  • кровнородственный брак;
  • возраст матери старше 35 лет;
  • профессиональные вредности родителей;
  • вредные привычки родителей;
  • применение лекарственных средств в первой половине беременности;
  • патология беременности (токсикоз первой половины беременности многократная угроза прерывания, ОРВИ в 1 триместре беременности;
  • сахарный диабет у беременной;
  • перенесённая краснуха или контакт с больным в 1 триместре беременности;
  • самопроизвольные аборты в анамнезе;
  • количество стигм более пяти;
  • остро развивающееся многоводие.

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром 4 раза в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно.
  • Анализ мочи в 1 мес, затем ежеквартально и после каждого заболевания.
  • Консультации узких специалистов (окулист, кардиолог, генетик) в ранние сроки при малейшем подозрении на возможность патологии у ребёнка.
  • Снятие с диспансерного учёта в возрасте 1 года при отсутствии клинических симптомов заболевания.

5-я группа - новорождённые из группы социального риска

Факторы риска:

План наблюдений

  • Осмотр участковым педиатром 4 раза в течение первого месяца жизни, затем ежемесячно 1-2 раза.
  • Контроль участковой медсестрой за фактическим местом проживания ребёнка.
  • Участие заведующего отделением в профилактическом наблюдении за ребёнком.
  • Обязательная госпитализация при заболевании.
  • Более раннее оформление в ДДУ (на первом году жизни), желательно с круглосуточным пребыванием.
  • В необходимых случаях - лишение матери родительских прав.

Группа риска по тугоухости и глухоте

Факторы риска:

  • инфекционные вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирусная или герпесвирусная инфекция, токсоплазмоз); токсикозы беременности;
  • асфиксия;
  • внутриутробная родовая травма;
  • гипербилирубинемия (более 200 мкмоль/л);
  • гемолитическая болезнь новорождённого;
  • масса тела при рождении менее 1500 г;
  • недоношенность;
  • ототоксические препараты, принимаемые матерью во время беременности;
  • гестационный возраст более 40 нед;
  • наследственные заболевания у матери, сопровождающиеся поражением слухового анализатора.

План наблюдений

  • Новорождённых из данной группы риска наблюдает педиатр совместно с оториноларингологом, который осматривает его в 1, 4, 6 и 12 мес, проводит звукореактотест.
  • По рекомендации оториноларинголога - импедансометрия с акустическим рефлексом, консультация сурдолога.
  • Тщательный контроль развития слухового анализатора.
  • Избегать назначения аминогликозидов, ототоксичных препаратов (фуросемид, хинин, ушные капли софрадекс, анауран, гаразон).
  • Наблюдение до 18 лет.

Группа риска по развитию анемии

Факторы риска:

  • нарушение маточно-плацентарного кровообращения, плацентарная недостаточность (токсикозы, угроза прерывания, перенашивание беременности, гипоксия, обострение соматических и инфекционных заболеваний):
  • фетоматеринские и фетоплацентарные кровотечения;
  • многоплодная беременность;
  • внутриутробная мелена;
  • недоношенность;
  • многоплодие;
  • глубокий и длительный дефицит железа в организме беременной;
  • преждевременная или поздняя перевязка пуповины;
  • интранатальные кровотечения;
  • недоношенность;
  • крупные дети;
  • дети с аномалиями конституции;
  • синдром мальабсорбции, хронические заболевания кишечника.

План наблюдений

  • Педиатр до 3 мес 2 раза в месяц.
  • Общий анализ крови в 3, 6. 12 мес. В более ранние сроки по показаниям.
  • Исследование сывороточного железа, общей железосвязывающей способности сыворотки (ОЖСС).
  • Электрокардиография (ЭКГ).
  • Консультации узких специалистов (кардиолог, гастроэнтеролог) по показаниям.
  • Раннее введение пищевых добавок (сок, фруктовое пюре, мясной фарш).
  • При искусственном вскармливании рекомендованы адаптированные смеси, содержащие железо.
  • Назначение ферротерапии после подтверждения железодефицита.
  • Наблюдение до 1 года.
  • Группа риска по развитию синдрома внезапной смерти.

Факторы риска:

  • негативное отношение матери к ребёнку;
  • неблагоприятные жилищные условия;
  • неполная семья;
  • незарегистрированный брак;
  • алкоголизм, курение родителей:
  • низкий образовательный уровень семьи;
  • юный возраст матери;
  • недоношенность, рождение с весом менее 2000 г;
  • сибсы;
  • дети первых 3 мес жизни, перенёсшие острые заболевания;
  • дети с внутриутробной инфекцией;
  • дети с врождёнными пороками развития жизненно важных органов.

План наблюдений

  • При дородовом или первичном патронаже новорождённого выяснить все возможные адреса проживания ребёнка.
  • Наблюдение педиатра не реже 1 раза в неделю в течение первого месяца жизни, 1 раз в 2 нед до исполнения года.
  • Заболевших детей младше 1 года наблюдать ежедневно до выздоровления.
  • Информировать заведующего педиатрическим отделением о детях из данной группы риска.
  • Консультации ассистентов кафедры медицинской академии.
  • Санитарно-просветительная работа с семьёй.
  • Не выкладывать ребёнка спать на живот.
  • Не применять тугого пеленания, не перегревать ребёнка.
  • Не курить в помещении, где находится ребёнок.
  • Кроватка должна находиться в одной комнате с родителями.
  • Сохранение естественного вскармливания в первые 4 мес жизни.
  • Динамическое наблюдение за ребёнком до 1 года оформлять в виде эпикризов в 3, 6, 9, 12 мес и предоставлять истории на проверку заведующему педиатрическим отделением.

Группы риска по развитию аллергических заболеваний

Факторы риска:

  • истощённый аллергический семейный анамнез;
  • острые инфекционные заболевания и обострения хронических заболеваний во время беременности;
  • приём матерью во время беременности антибиотиков, сульфаниламидов, переливание крови;
  • прерывания беременности;
  • осложнения беременности (токсикоз, угроза прерывания);
  • злоупотребление беременной облигатными аллергенами;
  • профессиональные вредности во время беременности;
  • дисбиоз кишечника и влагалища у беременной;
  • неправильное питание ребёнка, ранний переход на искусственное вскармливание;
  • частое и нерациональное применение антибактериальной терапии.

План наблюдений

  • Осмотр педиатром не менее 4 раз в течение первого месяца жизни, далее в декретированные сроки.
  • Осмотр узкими специалистами (в том числе аллергологом, иммунологом, гастроэнтерологом) по показаниям.
  • Лабораторные анализы в декретированные сроки, включая анализ кала на дисбактериоз.
  • Гипоаллергенная диета матери и ребёнку.
  • Своевременная санация очагов инфекции.
  • Борьба за естественное вскармливание.
  • Элиминация бытовых аллергенов.
  • Применение антибактериальных препаратов строго по показания
  • Длительность наблюдения до 2-3 лет.

Стандарт диспансерного (профилактического] наблюдения ребёнка в течение первого года жизни

Задачи врача-педиатра на дородовом патронаже:

  • Выявление групп риска.
  • Составление прогноза состояния здоровья и развития ребёнка.
  • режим;
  • вскармливание и питание.

Задачи участкового врача-педиатра на первичном патронаже новорожденного:

  • Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза.
  • Сбор и оценка данных биологического анамнеза.
  • Сбор и оценка данных социального анамнеза.
  • Выявление групп риска.
  • Прогноз состояния здоровья и развития ребёнка.
  • Определение направленности риска.
  • Оценка сведений за период, предшествующий осмотру.
  • Оценка физического развития.

Диагностика и оценка нервно-психического развития, в том числе:

  • диагностика нервно-психического развития;
  • оценка нервно-психического развития с определением варианта группы развития;
  • выделение групп риска.

Оценка резистентности, в том числе:

  • анализ частоты, длительности и тяжести острых заболеваний.

Диагностика и оценка функционального состояния организма, в том числе:

  • выявление жалоб;
  • осмотр по органам и системам:
  • оценка частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и артериального давления (АД);
  • сбор сведений и оценка поведения ребёнка;
  • выделение групп риска по отклонениям в поведении.

Заключение о состоянии здоровья, в том числе:

  • направленность риска, группа риска;
  • оценка физического развития:
  • оценка нервно-психического развития;
  • оценка резистентности;
  • оценка функционального состояния и поведения;
  • прогноз адаптации;
  • диагноз, группа здоровья.
  • санитарно-гигиенические условия;
  • режим;
  • вскармливание и питание;
  • физическое воспитание и закаливание;
  • воспитательные воздействия;
  • рекомендации по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний;
  • рекомендации по профилактике пограничных состояний и их прогрессирования;
  • лабораторные и другие методы исследования, включающие аудиологический скрининг, УЗИ (в том числе УЗИ тазобедренных суставов).

Осмотр врачами-специалистами

  • Невролог.
  • Детский хирург.
  • Травматолог-ортопед.
  • Офтальмолог.
  • Оториноларинголог.
  • Невролог.
  • Оториноларинголог.
  • Оториноларинголог.
  • Детский стоматолог.
  • Детский хирург.

В 12 месяцев

  • Невролог.
  • Детский хирург.
  • Травматолог-ортопед.
  • Офтальмолог.
  • Оториноларинголог.
  • Детский стоматолог.

Лабораторные методы обследования

  • Аудиологический скрининг.
  • УЗИ головного мозга.
  • УЗИ тазобедренных суставов.

12 месяцев

  • Общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ.

На 2-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка ежеквартально, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.

На 3-м году жизни участковый педиатр осматривает ребёнка 1 раз в полугодие, в конце года наблюдения здоровому ребёнку назначают общий анализ крови, общий анализ мочи и исследование кала на яйца гельминтов.

Осмотр ребёнка узкими специалистами обязателен перед поступлением в детское дошкольное учреждение (хирург-ортопед, офтальмолог, невролог, стоматолог, логопед, оториноларинголог, психолог).

Детям разного возраста нужна оценка состояния здоровья, чтобы выявить тех, кто вполне здоров, и тех, кому требуется внимание врачей, лечение, реабилитация. Это определяет условия обучения, объем физической и интеллектуальной нагрузки и другие особенности жизнедеятельности. Поэтому существуют группы здоровья детей - не для разделения «по диагнозам», а для оценки возможностей.

Диспансеризация, проводимая перед зачислением в детский сад или школу, создана для регулирования потоков поступающих. Обычно требуется посещение следующих специалистов:

  • хирург;
  • офтальмолог;
  • оториноларинголог;
  • кардиолог;
  • невропатолог;
  • стоматолог.

После необходимых осмотров и сдачи анализов педиатр изучает все данные и указывает группу здоровья. При этом критерии здоровья детей могут быть обобщенными, а некий «усредненный» показатель не всегда соответствует реальности. Если родители не согласны, они вполне могут обсудить запись, чтобы она не помешала поступлению в учебное заведение, где есть углубленное изучение каких-либо предметов, или, например, спортивным или танцевальным занятиям.

Как узнают группу здоровья

После того как педиатр получит заключения своих коллег, он делает выводы по нескольким критериям:

  • история развития ребенка - то, насколько гармонично оно происходит;
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • сопротивляемость организма неблагоприятным условиям;
  • состояние органов, систем.

Если на момент профилактического осмотра впервые выявлено какое-либо заболевание, врач не дает общую оценку, пока к обследованию не будут привлечены все нужные специалисты.

Критерии определения

Как определяется группа здоровья у детей: таблица, приведенная ниже, дает некоторые критерии оценки.

Группа здоровья Описание
1 Здоровые или редко болеющие. Отклонения, которые не влияют на общее состояние или не требуют коррекции. Возможны незначительные отклонения нервно-психического развития.
Практически здоровые (на момент осмотра), нет функциональных отклонений, анатомических дефектов
2 Общая задержка физического развития (без патологий). Частота заболеваний - более 4 раз в год. Восстановление после тяжелой или среднетяжелой болезни занимает более 3 недель. Отклонения, существенно влияющие на жизнедеятельность (близорукость, плоскостопие, анемия). Недоношенность. Низкая/избыточная масса тела
Риск возникновения патологий или перехода какого-либо заболевания в хроническую форму. Послеоперационное состояние (с сохранностью функций). Низкий гемоглобин
3 Одно хроническое заболевание не тяжелого течения; в стадии ремиссии. Возможно частичное ограничение обучения, физической активности
4 Несколько хронических заболеваний, одно или более протекает в острой форме. Изменение затронутых органов или систем. Врожденный порок, препятствующий полноценному обучению или труду. Необходима поддерживающая терапия
5 Инвалидность. Хотя бы одно серьезное хроническое заболевание, физический недостаток, нарушение нормальных жизненных функций. Посещение детских и подростковых учреждений общего профиля исключено

Группы здоровья детей и подростков (от 3 до 17 лет) определяются по общему состоянию или исходя из тяжести и специфики протекания болезни. Поэтому наблюдаемые с одинаковым диагнозом могут попадать в разные группы здоровья.


Особенности некоторых групп

Если проанализировать группы здоровья детей в ДОУ, можно заметить, что практически здоровых малышей очень мало, а основную массу новоприбывших составляет вторая группа. Именно на нее врачи обращают пристальное внимание.

Диспансерному учету подлежат 3, 4 и 5 группа здоровья у детей. Их ряды со временем могут пополнить «выходцы» из 2 группы - вот почему им необходимы регулярные осмотры и программы по оздоровлению. Диспансерный учет всегда показывает эффективность лечения и/или реабилитации.

3 группа обычно предполагает назначение особенного, индивидуально подходящего питания, сокращение некоторых видов активности и т. п.

4 группа здоровья у детей означает физические недостатки или ограничение каких-либо функциональных возможностей. Врач выдает таким пациентам направление в специализированные ДОУ, где проводятся особые лечебные или профилактические занятия, дети находятся под постоянным контролем специалистов.

Перед родителями - не окончательный диагноз, а специальная шкала, учитывающая особенности ребенка и влияющие на него факторы риска. Благодаря этой классификации можно сделать определенные прогнозы на будущее.



Новорожденные и их группы здоровья

Когда мать и новорожденный малыш выписываются, врачи обязательно оценивают состояние ребенка по ряду критериев.

Группа здоровья Описание
1 Здоровые малыши (при условии, что мать также здорова; учитывается гестоз 1-й половины беременности)
Подгруппа 2А У матери узкий таз.
Младенец: физиологически незрелый; недоношенный/переношенный (1 степень); с отечным синдромом (1 степень)
Подгруппа 2Б У матери: любые хронические заболевания, в том числе половых органов; нехватка молока (гипогалактия). Было кесарево сечение или многоплодная беременность.
У младенца: легкая асфиксия (т. е. удушье, расстройство дыхания), 6-7 баллов по шкале Апгар
3 У младенца - асфиксия (средней или тяжелой степени); недоношенность (3 степень); внутриутробное инфицирование; родовая травма
4, 5 Врожденные пороки или явная декомпенсация (т. е. собственных сил организма недостаточно для восстановления)

Первой группе нужно наблюдение педиатра:

  • на 18-20-й день жизни;
  • на 28-30-й день жизни.

Двухмесячного ребенка необходимо показать врачу дважды, а в дальнейшем - раз в месяц.

Группа здоровья 2 у новорожденных - наиболее часто встречающаяся. Вопреки распространенному мнению, прямой угрозы здоровью нет, но все же организм работает «на пределе». Поэтому важно следить, как ребенок развивается, насколько хорошо переносит нагрузки, и, конечно, укреплять его иммунитет.

Вторая группа здоровья у ребенка после рождения - нормальное явление. К подгруппе А относят малышей, у которых сразу после появления на свет не наблюдается явного заболевания, но есть негативные факторы: биологические (осложненная беременность либо тяжелые роды), генеалогические (отягощенная наследственность). В подгруппу Б относят младенцев, которые еще внутриутробно или после рождения перенесли определенное заболевание (состояние), а после выписки у них сохранились отклонения - подверженность частым болезням, некоторые функциональные аномалии.

2 группа здоровья у ребенка - повод показаться педиатру:

  • после выписки - в первые три дня;
  • через 2 и 3 недели после рождения;
  • на 28-30-й день;
  • в дальнейшем - каждый месяц.

Третьей группе требуется внимание заведующей отделением. После того, как мать и ребенок выпишутся, младенца наблюдают в первые 24 часа. В течение первого месяца жизни каждые 5 дней нужно обращаться к педиатру, который проводит работу совместно с другими врачами. Ребенка могут перевести во вторую группу, считая его практически здоровым, - при условии, что болезнь давно не обострялась.

Если новорожденного классифицируют в 4 или 5 группу, ему требуется контроль врачей в условиях стационара.

Патология или возрастные изменения: что нужно знать

Определяя группы физического развития детей, врач не забывает о некоторых функциональных особенностях, которые могут появляться в определенном возрасте и не считаются патологией. Они только отражают физиологические перестройки, которые происходят в развивающемся организме. Итак, есть закономерности, которые не должны вызывать особого беспокойства родителей.

  • Грудной возраст. Анемия и другие изменения в составе крови, аллергия.
  • Ранний возраст. Некоторые нарушения в работе пищеварительной системы, особенно при неверном кормлении.
  • Дошкольный возраст. Могут быть выявлены отклонения функций нервной, дыхательной, мочевыделительной системы, лор-органов, небольшие проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  • Школьный возраст. Возможны отклонения в деятельности сердца, могут появиться проблемы со зрением.

Комплексная оценка состояния здоровья детей может быть получена только в ходе профилактического медицинского осмотра, когда учитываются все факторы. Есть случаи, когда динамика состояния юного пациента изменяется к лучшему - тогда меняется и группа здоровья, а со временем ребенок может начать посещать образовательное учреждение на общих основаниях.

Распечатать