Роль аптеки в лекарственном обеспечении населения. Обеспечение населения россии стратегически значимыми лекарственными средствами

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Диссертация
Тема: Формирование системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта Российской Федерации

1. СИСТЕМА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК
ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКСА УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 9

1.1. Сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и
государственное регулирование лекарственного обеспечения населения
в России на современном этапе 9

1.2. Характеристика современного состояния сферы лекарственного
обращения 26

1.3. Зарубежный опыт лекарственного обеспечения населения 38

2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ В СУБЪЕКТАХ РФ СИСТЕМ
УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 48

2.1. Структура лекарственного обеспечения населения субъекта РФ,
объект и субъект управления 48

2.2. Анализ действующих в субъектах РФ систем управления
лекарственным обеспечением и их недостатки 55

2.3. Формулярная система как метод совершенствования управления
лекарственным обеспечением 75

2.4. Концепция формирования эффективной системы управления
лекарственным обеспечением населения субъекта РФ 79

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ
ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РФ 87

3.1. Оптимизация и планирование лекарственного обеспечения на
основе формулярной системы 87

3.2. Совершенствование организации закупок и распределения
лекарственных средств 97

3.3. Совершенствование учета и контроля лекарственного
обеспечения НО

4. ПРЕДПОСЫЛКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ. 125

4.1. Предложения по совершенствованию законодательных и других
нормативно-правовых актов в сфере лекарственного обеспечения.... 125

4.2. Создание единого информационного пространства в сфере
лекарственного обращения и мониторинг лекарственного
обеспечения 133

4.3. Обеспечение качества лекарственных средств 144

Выводы и заключение 153

Список использованных литературных источников 159

Лекарственное обеспечение населения является неотъемлемой составляющей комплекса медицинских услуг, оказываемых населению системой здравоохранения. В связи с этим отметим, что доступность лекарственных средств напрямую влияет на эффективность функционирования системы здравоохранения и состояние здоровья населения.

Современное государственное устройство Российской Федерации пред
полагает значительную самостоятельность её субъектов, в том числе и в сфере
финансирования и управления здравоохранением и лекарственным обеспечени
ем. В контексте имеющихся проблем в системе здравоохранения в рамках всей
страны общей характеристикой для подавляющего большинства регионов явля
ется недостаточное удовлетворение потребности в лекарственных средствах.
Проблемы с лекарственным обеспечением испытывают как льготные категории
населения, так и лечебные учреждения, что значительно снижает качество и
-, доступность медицинской помощи в регионах.

Безусловно, как справедливо замечают многие исследователи, данная ситуация связана с общим низким уровнем финансирования здравоохранения, как из региональных и муниципальных бюджетов, так и из территориальных фондов ОМС, однако несовершенное управление процессом лекарственного обеспечения на региональном уровне зачастую приводит к нерациональному расходованию как выделяемых денежных средств, так и собственно медикаментов, что еще больше осложняет неблагополучную ситуацию.

Учитывая большую важность и социальную значимость проблем лекарственного обеспечения в комплексе услуг здравоохранения, многие аспекты организации и управления лекарственным обеспечением населения исследовались в трудах отечественных ученых. Среди них, прежде всего, следует выделить работы А.Д. Апазова, A.M. Афанасьева, В.Л. Багировой, А.И. Вялкова, В.Л. Гончаренко, В.И. Дорофеева, Н.Н. Каревой, А.А. Лина, П.В. Лопатина,

Л.А. Лошакова, Л.В. Мошковой, В.П. Падалкина, К.Ф. Пузыни, В.Е. Рохчина,

; A.M. Таранова, Р.У. Хабриева, А.Г. Чучалина и др. Высоко оценивая вклад пе-

речисленных выше авторов, нельзя не отметить, что вопросам формирования комплексной системы управления лекарственным обеспечением населения на уровне субъекта РФ в современных условиях уделено недостаточно внимания. Это и все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы исследования.

Целью диссертационной работы является формирование системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ.

В соответствии с целью диссертации были поставлены следующие задачи:

® исследовать сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и

государственное регулирование лекарственного обеспечения населения в

России на современном этапе;

© рассмотреть современное состояние сферы лекарственного обращения в

России и дать характеристику его участников;

о изучить зарубежный опыт лекарственного обеспечения населения;
^ © исследовать структуру лекарственного обеспечения населения на уровне

субъекта РФ, определить объект и субъект управления;

© провести анализ действующих региональных систем управления лекарственным обеспечением населения и выявить имеющиеся недостатки; © разработать концепцию формирования системы управления лекарственным

обеспечением населения субъекта РФ в условиях современной России; © разработать содержание функций управления, формирующих систему

управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ; ® сформировать предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения функционирования системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ и разработать мероприятия по обеспечению качества лекарственных средств в региональной системе лекарственного обеспечения.

Объектом исследования является процесс лекарственного обеспечения
^ населения в системе здравоохранения субъекта РФ.

Предметом исследования является система управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике здравоохранения, региональному управлению здравоохранением, экономике и организации фармации. Кроме того, в работе использованы материалы научно-практических конференций, законодательные и нормативно-правовые акты органов государственного управления федерального и регионального уровней.

В качестве конкретных методов исследования использованы: анализ содержания литературы по выбранной теме, логический, сравнительный и статистический анализ, положения системного подхода

Информационной базой исследования послужили статистические данные Минздрава РФ, Федерального фонда ОМС, Госкомстата РФ, Минфина РФ, данные, опубликованные в периодической печати, а также данные, представленные на медицинских и фармацевтических сайтах сети Интернет. Для анализа лекарственного обеспечения отдельных субъектов РФ были использованы данные территориальных органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.

Иаучная новизна результатов исследования заключается в следующем: ® определена сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и применяемые методы государственного регулирования лекарственного обеспечения; установлена структура лекарственного обеспечения населения на уровне субъекта РФ; проанализированы действующие региональные системы управления лекарственным обеспечением, выявлены и сформулированы их недостатки;

® разработана концепция формирования системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ в условиях современной России, в рамках которой предложена модель лекарственного обеспечения населения в рамках региональной системы здравоохранения и сформулированы состав и содержание функций управления;

о сформулирован алгоритм введения формулярной системы лекарственного обеспечения на уровне субъекта РФ, на основе которой разработан порядок планирования потребности в лекарственных средствах, необходимых для лекарственного обеспечения населения в рамках региональной системы здравоохранения;

о предложены и обоснованы методы совершенствования закупок и распределения лекарственных средств на уровне субъекта РФ; сформулированы функции и порядок взаимодействия субъектов лекарственного обеспечения в процессе закупок и распределения медикаментов;

® разработан алгоритм построения и функционирования автоматизированных систем учета лекарственного обеспечения ЛПУ и льготного лекарственного обеспечения населения субъекта РФ, на основе которых будет производиться контроль лекарственного обеспечения;

о сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию нормативно-правовых документов, регулирующих сферу лекарственного обеспечения населения субъекта РФ;

© сформированы структура и порядок создания регионального единого информационного пространства в сфере лекарственного обращения; разработаны и раскрыты основные направления мониторинга лекарственного обеспечения населения субъекта РФ;

о разработан комплекс мероприятий по обеспечению качества лекарственных средств в системе лекарственного обеспечения населения субъекта РФ.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что сформулированные автором выводы и полученные результаты исследования могут служить основанием для формирования систем управления лекарственным обеспечением населения в субъектах РФ. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе территориальных органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.

Материалы диссертационной работы использовались:

о Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией в учебном процессе со студентами, аспирантами и слушателями факультета дополнительного профессионального образования, а также в научно-исследовательской работе (акт о внедрении);

о ЗАО «ЦМ ФАРМ» в маркетинговых исследованиях фармацевтического рынка (акт о внедрении).

1. СИСТЕМА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКСА УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1.1. Сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и государственное регулирование лекарственного обеспечения

населения в России на современном этапе

Под фармацевтической деятельностью понимается профессиональная деятельность в системе здравоохранения по оказанию фармацевтических услуг, которая заключается в обеспечении учреждений здравоохранения и населения необходимыми лекарствами.

Очевидно, что роль лекарства в процессе излечения больного человека чрезвычайно высока. Каким бы профессионалом своего дела не был врач, без необходимых лекарственных средств он будет бессилен помочь человеку спра- виться с болезнью. Соответственно, лекарственное обеспечение неразрывно связано с комплексом оказываемых системой здравоохранения услуг населению. Обеспечение лекарствами можно считать медицинской услугой особого рода, без которой невозможно нормальное функционирование всей системы здравоохранения. Лекарства необходимы при стационарном и амбулаторном лечении, при диагностике и профилактике заболеваний, при оказании скорой медицинской помощи и при борьбе с эпидемиями.

Резюмируя, следует сказать, что основной функцией фармацевтической подсистемы здравоохранения является обеспечение лекарственными средствами для проведения эффективного диагностического, лечебного и профилактического процесса.

Рассмотрим исторический аспект развития фармации. Первые дошедшие
до нас упоминания об аптеках и профессии фармацевта относятся к XIII столе
тию . Слово «Apotheca» имеет греческое происхождение. Его первоначаль-
А> ное значение — специализированный, либо общий, магазин или склад. Однако с

течением времени смысловая нагрузка изменялась, и теперь это слово в боль- шинстве языков обозначает учреждение здравоохранения, аптеку в современном понимании.

В XV веке впервые появляется термин «провизор» — от латинского «provisor» — предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, что говорит о важной роли провизора в процессе лечения. Врач ставит диагноз, а провизор предвидит направление болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение и дальнейшее развитие с целью излечения. Первые учебные заведения, готовящие провизоров, были открыты в Монпелье (юг Франции), Падуе, Барселоне (Испания) в середине XVI века.

Наиболее полные и регламентированные «методические рекомендации» по созданию аптек и тому, что сегодня называется «фармацевтическим менеджментом», были созданы в конце XVII — начале XIX вв. В этот же период основываются и общественные ассоциации фармацевтов — «Obercollegium Medicum et Sanitatis» в Берлине в 1796 г., «Societe libre des Pharmacients» в Париже и «Королевская аптекарская школа» в Лондоне в 1842 г. Для фармацевтов создаются специальные кафедры в университетах, в разных странах и городах формируются специальные своды законов и правил, регулирующие как их профессиональную подготовку, так и практическую деятельность.

В России первым законодательным документом по фармации стал Аптекарский устав (1789 г.), который предписывал аптекарю заниматься аптекарским делом и предъявлял к нему серьезные требования .

К началу XXI века облик российской фармацевтической сферы определен прошедшим десятилетием экономических и политических реформ. За этот период существовавшая долгое время жестко централизованная система государственного обеспечения населения лекарственными средствами сменилась на децентрализованную с преобладанием рыночных механизмов и принципов страховой медицины.

Сегодня, согласно Федерального закона «О лекарственных средствах», под обращением лекарственных средств понимается деятельность, включаю-

щая «разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств» .

Основными субъектами фармацевтической подсистемы здравоохранения являются: организации-разработчики лекарственных средств, производители лекарственных средств, оптовые и розничные предприятия, ЛПУ, а также органы государственной власти, осуществляющие регламентацию и управление данной сферой.

В общем виде основные составляющие процесса лекарственного обеспечения населения представлены ниже на рис. 1.1.

Розничное звено

Разработка ЛС

Производство Л С

Оптовое звено

Население

Рис. 1.1. Основные составляющие процесса лекарственного обеспечения

Поскольку лекарственные средства являются особым товаром, имеющим большую социальную значимость, от наличия и доступности которого напрямую зависит здоровье населения, роль государства в данной сфере очень велика. В большинстве стран мира государство активно участвует в системе лекарственного обеспечения путем регулирования и финансирования данной сферы с целью повышения доступности населению лекарственной помощи. Если говорить в целом о здравоохранении, частью которого является лекарственное

обеспечение, то его особенностью, как объекта управления, является значи- тельная роль государственного регулирования, поскольку в ходе многочисленных исследований показано, что невозможно добиться эффективного здравоохранения чисто рыночными методами .

В России населению, согласно Конституции РФ, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно. Поскольку лекарственные средства являются необходимой составляющей процесса оказания медицинской помощи, государство оплачивает используемые в учреждениях здравоохранения для оказания медицинских услуг медикаменты. Для этого используются финансовые средства, аккумулируемые в системе ОМС, а так же средства государственного бюджета.

Другой статьей расходов государства на лекарства является оплата льготных и бесплатных медикаментов при амбулаторном лечении, которые предоставляются определенным группам населения в рамках государственной политики социальной защиты. В настоящее время льготами по лекарственному обеспечению пользуются около 30 % населения страны, т.е. более 45 млн. человек. Из них примерно 17 млн. имеют право на бесплатное приобретение лекарственных средств, а остальные - на 50 % скидку .

Всего же за счет государства оплачивается более половины обращающихся на рынке лекарственных средств. По некоторым оценкам, до 70 % лекарств оплачиваются за счет государственного бюджета и средств ОМС .

При таком объеме оплаты лекарственной помощи населению государство является активным участником сферы лекарственного обращения и вынуждено достаточно жестко регламентировать данную сферу, так как рыночный механизм не способствует наиболее полному удовлетворению потребности населения в лекарственных средствах, особенно социально незащищенных групп.

Перед тем, как перейти к непосредственному рассмотрению механизмов государственного регулирования, рассмотрим основополагающую нормативно-правовую базу, регулирующую лекарственное обеспечение населения. Надо отметить, что законодательные акты в сфере лекарственного...

Забрать файл

ПИШЕМ УНИКАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Заказывайте напрямую у исполнителя!

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Обеспечение населения России стратегически значимыми лекарственными средствами

Похожие рефераты:

Основные модели и тенденции развития здравоохранения в мире. Анализ современного состояние и концепций развития здравоохранения в России. Особенности реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи.

Зарубежные системы медицинского страхования. Формы организации финансирования здравоохранения зарубежных стран. Страхование как основа финансирования здравоохранения. Проблемы финансирования здравоохранения в России, направления совершенствования.

Основные направления развития функциональной стандартизации и ее место в системе здравоохранения, этапы создания и развития. Проблемы организации работ по стандартизации на уровне субъектов Российской Федерации, пути их разрешения на уровне государства.

Проблема смещения акцентов в деятельности провизора, добавления новых функций к уже привычной фармацевтической деятельности. Провизор в качестве врача-парапрофессионала - реальная необходимость нашей действительности. Фармацевтическая этика провизора.

Состояние фармацевтической промышленности сегодня, пути и перспективы ее реформирования. Создание новых лекарственных средств: алгоритм процесса, метод молекулярного моделирования и виртуального скрининга. Визуализация взаимодействия ГАМК с рецептором.

Особенности и проблемы развития отечественного фармацевтического рынка на современном этапе. Статистика потребления готовых лекарственных средств российского производства. Стратегический сценарий развития фармацевтической отрасли в Российской Федерации.

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА КАФЕДРА ФАРМАКОГНОЗИИ «СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ»

Стратегии возрождения российской фармацевтической промышленности. Стандарт GMP - система норм и правил производства медицинских препаратов. Молекулярное моделирование и виртуальный скрининг - инновационные пути создания нового лекарственного средства.

Состояние и перспективы медицинской промышленности Республики Беларусь. Технологии производства изделий медицинской техники и изделий медицинского назначения. Реальный рынок медицинской техники и изделий медицинского назначения в Республике Беларусь.

Понятие сердечнососудистых лекарственных препаратов, особенности их приема и значение в выздоровлении человека. Проблемы и тенденции рынка лекарств в России на современном этапе. Перечень препаратов – лидеров импорта. Анализ изменения потребностей.

Проблемы инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика в сфере здравоохранения. Направления совершенствования инвестиционной политики. Инвестиции в здравоохранение в рамках единой федеральной инвестиционной программы.

Нормативные документы, используемые при сертификации кормов. Ветеринарно-санитарные требования и нормы по безвредности кормовых добавок. Подача и рассмотрение апелляций в спорных вопросах. Лекарственные средства, подлежащие обязательной сертификации.

Государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств. Общая схема процедуры прохождения нормативной документации. Нормативно-правовое регулирование экспертизы и регистрации. Лицензирование и оценка безопасности лекарственных средств.

Государственная политика РФ по реорганизации системы здравоохранения, перспективы ее развития. Структура и профиль предприятий отрасли. Сфера деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Типы лечебно-профилактических учреждений.

Полномочия высших органов государственной власти в области охраны здоровья граждан. Уровни организации и системы здравоохранения в России. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Финансирование охраны здоровья граждан.

Характеристика становления и путей развития российского фармацевтического рынка. Анализ тенденций на рынке лекарств в последние годы - рост покупательной способности населения, устойчивые изменения в ценовой нише недорогих лекарств, лекарственные бренды.

Анализ среды. Анализ, выбор и оценка стратегии роста (развития). Стратегии конкуренции. Маркетинговые стратегии охвата рынка. Виды маркетинговой стратегии в зависимости от доли на рынке, рыночного спроса, товарной политики.

УДК 316.023

А. М. Кузнецова, Р. Г. Тухбатуллина

ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ:

СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ

Ключевые слова: лекарственное обеспечение, здоровье населения.

В статье анализируется проблема лекарственного обеспечения населения России на основе сравнительного анализа в период с 1993 по 2010 гг. Результаты исследования иллюстрируют изменения в нормативно-правовом регулировании, обеспечении доступными лекарственными средствами.

Keywords: рharmacological support, Public Health.

The paper deals with the problem of pharmacological support in Russia. Sociological research based on comparative analysis of pharmacological support in the period from 1993 to 2010. Results of sociological research show the transformation in legal area, providing affordable drugs.

Улучшение здоровья людей и снижение уровня смертности - такова цель и конечный результат созидательного труда Правительства, учреждений здравоохранения и каждого специалиста работающего в этой сфере.

Начиная с середины XX столетия, предлагалось несколько сотен определений и концепций здоровья населения, в контексте которых предлагались различные модели и показатели для его измерения. Наиболее часто используемыми индикаторами являются показатель средней продолжительности жизни (или ожидаемой продолжительности жизни при рождении) и общий коэффициент смертности.

Изучение доступной литературы показывает, что социально-экономическое развитие России в 2010 году характеризуется в целом положительной динамикой по большинству показателей. Улучшились основные демографические показатели, увеличилась занятость населения, произошли положительные изменения ряда показателей здоровья и социального обслуживания населения. В 2010 Правительством страны реализовывались мероприятия по усилению защиты населения, обеспечивались необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Расширились масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве. В 2010 г. реальные располагаемые денежные доходы составили 104,1% (за 2009г.-102,1 %) .

В результате последовательной реализации мер демографической политики на федеральном и региональном уровнях положительная динамика демографических процессов в Российской Федерации в 2010 году получила дальнейшее развитие. Численность населения РФ по оценке на 1 января 2010 года составила 141914,5 тыс. человек, что на 10,5 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009г. Естественная убыль населения уменьшилась по сравнению с 2006 г. в 2,8 раза - с 687,1 тыс. человек в 2006г. до 241,4 тыс. человек в 2010 г. В 2010 году родились 1789,6 тыс. детей, что на 27,9 тыс. детей (на 1,6 %) больше, чем в 2009г. Коэффициент рождаемости составил 12,6 на 1000 населения против 12,4 в 2009г. Смертность по сравнению с 2009 г. увеличилась на 20,5 тыс. человек, или на 1,0%. Коэффициент смертности составил 14,3 на 1000 населения, в то время как в 2009г.-14,2.

В первом полугодии 2010 года наблюдалась положительная динамика снижения смертности. Превышение числа умерших над числом родившихся снизилось до 1,13 раза (в 2009г.-1,14). Естественная убыль населения составила в 2010 г. 241,4 тыс. человек, или на 3% меньше, чем в 2009г. Коэффициент естественной убыли составил 1,7 на 1000 населения (в

2009 г.-1,8), что является минимальным значением за 1993-2010 годы.

По предварительной оценке Росстата ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2010 г. по сравнению с 2009г. увеличилось на 0,31 года, в том числе мужчин - на

0,26 года, женщин - на 0,2 года и составила в 2010 г.- мужчины и женщины - 68,98 лет, мужчины - 63,03 года, женщины - 74,87 года .

Острой проблемой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. В общем числе умерших, лица трудоспособного возраста составляют около 30 %. На первом месте стоят болезни кровообращения и внешние причины (несчастные случаи, отравления, травмы). Уровень смертности у мужчин в трудоспособном возрасте почти в 4 раза выше уровня смертности у женщин трудоспособного возраста. Уровень смертности от причин, определяемых поведенческими факторами, у мужчин трудоспособного возраста значительно превышает аналогичные показатели у женщин трудоспособного возраста. В 2010 году показатели смертности улучшились практически по всем видам основных заболеваний, кроме болезней системы кровообращения, органов пищеварения, случайных утоплений. В 2010 году впервые за последние три года зафиксировано снижение смертности от новообразований. Число умерших от новообразований в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 1,3 тыс. человек или на 0,4 % и составило 292,3 тыс. человек. Показатель младенческой смертности имеет стабильную положительную тенденцию - этот показатель снизился в 61 субъекте РФ. В 46 субъектах РФ показатель младенческой смертности ниже среднероссийского.

Анализ изучения материалов, опубликованных Министерством здравоохранения и социального развития РФ позволяет заключить, что проведена большая работа по нормативноправовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, обеспечения граждан доступными и качественными лекарственными средствами, в том числе дорогостоящими лекарственными препаратами, стимулированию импортозамещения и внедрению инноваций в производство лекарственных средств и медицинской техники. С целью совершенствования законодательного регулирования правоотношений в сфере обращения лекарственных средств, с учетом интересов и приоритетов отечественной фармацевтической промышленности принят Федеральный закон от 12 апреля 2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Закон позволяет обеспечить прозрачность процедуры регистрации лекарств, повысить доступность лекарственных средств гражданам РФ, устанавливает общие принципы государственного регулирования цен на лекарственные препараты, оказывающие влияние на обеспечение приоритетных потребностей здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, преобладающих в структуре заболеваемости в РФ. С вступлением в силу с 1 января 2011 года этого закона производитель обязан зарегистрировать предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, а субъекты РФ -установить предельные оптовые и предельные розничные надбавки. Результаты мониторинга ценовой доступности лекарственных препаратов, ежемесячно осуществляемые в субъектах РФ, выявляют устойчивую тенденцию к снижению уровня цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты. В среднем по РФ в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка произошло снижение уровня цен на 2,64 %, в госпитальном - 2,58 %. В амбулаторном сегменте стоимость импортных препаратов снизилась на 3,58 %, в госпитальном - на 3,72 %. На отечественные лекарственные препараты снижение цен составило 1,52 % в амбулаторном сегменте и 1,22 % в госпитальном. Во исполнение Федерального закона Министерством подготовлен Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2011 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г.№1938-р. С целью обеспечения гарантий и доступности качественной медицинской помощи гражданам, Министерством утверждены приказы по минимальному ассортименту лекарственных препаратов для медицинского применения, состоящий из 60 наименований лекарственных средств (50 наименований относятся к жизненно-важным лекарственным средствам, в том числе 45 препаратов входят в льготный перечень), а также разработан перечень стратегически значимых лекарственных средств,

необходимых к производству в РФ, включающий 57 международных непатентованных наименований лекарственных средств. Изменилась ценовая сегментация фармацевтического рынка. «Через 10 лет объем продаж лекарственных средств в нашей стране будет составлять около полутора триллионов рублей. Очень значительная цифра. Фактически мы должны выйти на среднеевропейский уровень потребления лекарственных препаратов, что, естественно, должно быть, в конечном счете конвертировано в продолжительность жизни и в ее качество», - эту оптимистическую цитату сказал в своем выступлении Президент Д.А.Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое состоялось в г. Покровск Владимирской области 31 августа 2009г. .

Однако в своем выступлении на совещании по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан пожилого возраста, президент Д. А. Медведев сообщает: «по данным статистики, с начала 2010 г. выявлена тенденция к снижению уровня цен, но это именно статистические данные, потому что где-то это снижение, а где-то, к сожалению, нет. Причем это зависит от группы лекарственных препаратов. Люди, с которыми я разговаривал здесь, говорят следующее: если по нашим лекарствам ситуация более-менее выглядит нормально (либо роста нет, либо даже на какие-то препараты, по сути, произошло снижение цен), то по иностранным препаратам ситуация несколько иная. Конечно, надо заниматься импортозамещением, нужно свою промышленность возрождать, но, тем не менее, пока мы не можем игнорировать ситуацию на рынке иностранных препаратов. В целом ситуация в этом году стабильна, потому что еще недавно рост цен на лекарства существенно превышал уровень инфляции. Мы приложили довольно немало сил, чтобы остановить этот рост. Но очевидно, что эффективность государственных закупок и на федеральном уровне, и на уровне регионов, на муниципальном уровне - это предмет нашей общей обеспокоенности, в том числе и для пенсионеров, которые имеют льготы по лекарственным препаратам. Всего сейчас таких людей, насколько я понимаю, около 4 миллионов человек, это 70 % от общего числа льготников. Очевидно, это наиболее уязвимая группа людей. Это инвалиды, ветераны войны и труда. Таким людям, для того чтобы получить так называемый льготный рецепт, приходится трудно. Они иногда месяцами выстаивают в очередях, для того, чтобы добиться приема в поликлинике, впоследствии добиваются, соответственно, отоваривания этого рецепта. Поэтому вопросов как минимум два. Первый вопрос заключается в том, что нам делать со сроками действия этих рецептов. Возможно, придется увеличивать срок действия для льготных рецептов. И второй вопрос или способ решения этой задачи - это внедрение иных форм доставки лекарственных препаратов, включая адресную или надомную доставку лекарств людям пожилого возраста .

Одним из основных приоритетов Министерства здравоохранения и социального развития РФ являлось выполнение социальных обязательств, в части обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами в рамках набора социальных услуг, и финансирование расходов на централизованную закупку лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей. В перечень централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов для лечения этих заболеваний включено 18 препаратов. По состоянию на 1 января 2011 г. в Федеральном регистре числилось 102,6 тыс. получателей лекарственных препаратов, централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета (увеличение по сравнению с 2009 годом составило 20,8 %). Расходы на эти цели в

2010 году составили 42501,0 млн. руб. По данным федерального регистра больных, нуждающихся в лечении дорогостоящими препаратами, сформированного на основании данных субъектов РФ по состоянию на январь 2008г. включено 25592 человека, январь 2009г.-52814 человек, январь 2010г. - 77145 человек, январь 2011г. - 102602 человек. Около 65 % больных пожилого возраста страдают злокачественными новообразованиями лимфоидной,

кроветворной и родственной им тканей, около 15 % - рассеянным склерозом и около 13 % больных после трансплантации органов и тканей. Т.А.Голикова отметила в докладе, что «это дорогостоящее, реально дорогостоящее лечение. У нас стоимость одного рецепта на сегодняшний день составляет в 2010-м году, по данным за 6 месяцев, 63,2 тысячи рублей. При этом, правда, в прошлом году это было 73,5 тысячи рублей. То есть постепенно за счет того, что на рынке появляются отечественные препараты, отечественные дженерики, которые вполне качественны и вполне заменяют иностранные, мы сумели удешевить этот рецепт. Если касаться категории пожилых людей, самое большое потребление 64,8 процента по болезням, связанным с онкологией, а в деньгах это 58 процентов от потребления дорогостоящих лекарственных препаратов» .

Численность граждан-получателей лекарственных препаратов в виде набора социальных услуг на 1 января 2010 г. составляла 4182,4 тыс. человек, что на 17 % (на 893,1 тыс. человек) меньше, чем в 2009г., в том числе участников Великой Отечественной войны -304,2 тыс. человек, что на 33,2 % меньше, чем в 2009г. Численность граждан-получателей по состоянию на 1 января 2011 г. составила 4156,0 тыс. человек, что на 0,6 % меньше, чем в 2010 году. Норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов на 2011 год составляет 570 рублей, что на 7,3 % выше норматива 2010 г. (531 рубль). Совокупный объем бюджетных ассигнований, перечисляемых в бюджеты субъектов РФ, на реализацию этих полномочий в 2010 году составил 43321,7 млн. рублей. На 2011 г. из федерального бюджета предусмотрено на оплату лекарственных препаратов, предоставляемых в виде набора социальных услуг, 32720,0 млн. рублей и 13600,0 млн. рублей иных межбюджетных трансфертов. Размер консолидированного финансового норматива на одного получателя в месяц в 2011 году - 850 рублей в месяц, что на 12,4 % больше, чем в 2010 году. В своем выступлении министр здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голикова, отметила: «И в первый год реализации норм закона у нас все граждане получали натуральное обеспечение. Только со следующего года, то есть с 2006г., мы решили законодательно осуществить выбор. В результате на сегодняшний день, как Вы правильно сказали, у нас 70 % фактически отказались от натурального пакета. Количество граждан, которое на 2011 год у нас выбрало социальный пакет, составляет 4052 тысячи. Но в процессе года количество этих граждан прирастает в среднем на 500-600 тысяч человек. Рост финансового норматива (до 952 рублей) может несколько скоректироваться в зависимости от того, какое количество граждан прирастет в течение 11-го года. Но традиционно, и всегда это звучит в докладах губернаторов, в том числе это звучало в Курске, когда губернатор докладывал, что норматив очень маленький. Финансовый норматив, который в рамках закона о государственной и социальной помощи действительно 500 с небольшим рублей в месяц. Но на сегодняшний день с учетом того, что мы предоставляем регионам Российской Федерации вот эти иные межбюджетные трансферты, так называемый консолидированный норматив за счет средств федерального бюджета в 10-м составит 757 рублей в месяц и возрастет на 13 % по сравнению с уровнем 9-го года, а в 2011 году - это 26 %, это 952 рубля, но он может скорректироваться, как я уже сказала, в зависимости от той численности граждан, которую мы имеем. У нас наиболее частыми и значимыми патологиями среди пожилых граждан являются болезни сердечно-сосудистой системы - 36%. Начиная с 2005 года отмечается тенденция к повышению доли заболеваний органов зрения с 7, 1 в 5-м году до 7,4 в 9-м году, и злокачественных новообразований - с 3,5 до 4,2 процента. Стоимость отпущенных лекарственных препаратов этим гражданам составила из суммы 44 миллиарда почти 24 миллиарда рублей, или 54 %. То есть 70 процентов - это граждане, если брать численность, и 54 процента- это деньги. По деньгам у нас на первом месте стоят лекарственные препараты, которые выписываются с разрешения врачебной комиссии. Это практически все дорогостоящие лекарственные препараты. На втором месте стоят гормоны и

препараты, влияющие на эндокринную систему, крайне востребованы, и крайне недостаточное обеспечение больных сахарным диабетом. И третье место занимают препараты, влияющие на сердечно-сосудистую систему, хотя в структуре заболеваемости и смертности они занимают первое место» .

Главным, первым приоритетом Основных направлений антикризисных действий и политики модернизации российской экономики Правительства РФ на 2010 г. была определена поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения. Были приняты масштабные меры по материальной поддержке малообеспеченных групп населения, прежде всего пенсионеров. Доля социальных выплат в денежных доходах населения увеличилась с 14,9 % в 2009г. до 18 % в 2010 г. Соотношение между среднедушевым доходом и величиной прожиточного минимума на душу населения увеличилось с 3,26 раз в 2009г. до 3,29 раза в 2010г. Отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам войны и труда, некоторым другим категориям граждан) в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг, включающего лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечении я и обратно и проезд на железнодорожном транспорте. Размеры ЕДВ с апреля 2010 г. повышены на 10 %.

По словам Т.А.Голиковой « 2010 год для сфер здравоохранения, трудовых отношений, пенсионного обеспечения и социального развития был очень интенсивным. В этом году было много инициировано перемен, которые должны привести к улучшению качества жизни людей». Несмотря на большую проделанную работу Правительством России по различным направления, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ за период с 1 января по 30 ноября 2010 года поступило 77824 письменных обращений граждан по различным вопросам, что на 21580 обращений больше, чем за тот же период 2009г. Наибольшее количество обращений (34%) касалось социальной тематики - пенсионное обеспечение, социальная защита, вопросы медико-социальной экспертизы. При этом общее количество обращений по этим вопросам снизилось на 9,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2009г. эти обращения составляли 43,5 %). Количество обращений по вопросам организации медицинской помощи по сравнению с 2009г. увеличилось на 4,3 % и составило 32,5 % (в 2009 году-28,2 %), количество вопросов по лекарственному обеспечению увеличилось на 2 % и составило 6,2 % (в 2009 году - 4,2 %), количество обращений по вопросам труда и занятости населения в 2010 году возросло на 1,6 % и составило 7,8 % (в

2009 г. - 6,2 .

В рамках контроля за реализацией органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по организации обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами Росздравнадзором осуществляется мониторинг показателей льготного лекарственного обеспечения и проведение проверок непосредственно в местах представления медицинской и лекарственной помощи (лечебно-профилактических и аптечных учреждениях), органах управления здравоохранения субъектов РФ. В рамках осуществления субъектами РФ переданных полномочий по организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в регионы поставлены лекарственные препараты на общую сумму 42173047 тыс.рублей, что на 8,4 % меньше объемов поставок в 2009 году. Размер товарных запасов лекарственных препаратов, закупленных и поставленных в 2009 г., но оставшихся по итогам года невостребованными, составил 3,5 млрд. руб. в рамках региональных закупок и 4,2 млрд. руб. по «высокозатратным» нозологиям. При этом необходимо отметить, что количество граждан, имеющих право на получение льготного лекарственного обеспечения в 2010 году, уменьшилось по сравнению с 2009г. и составило на 01.01.2010г. 4182 тыс. человек. Средняя стоимость рецепта по программе ОНЛС имеет тенденцию к увеличению и по итогам 2010 г. составила 724 руб., что на 3,6 % больше, чем в 2009 г.(699 руб.). Норматив финансовых затрат,

на одного льготополучателя, в месяц увеличился в 2010 г. на 13 % по сравнению с 2009г. и составил 757 руб. В течение 2010 г. было выписано 507915 рецептов по высокозатратным нозологиям (на 14 % больше, чем в 2009г.), из которых обслужено 507804 рецепта на сумму 31875813 тыс. руб. (на 2,2 % меньше, чем в 2009г.). По общему перечню выписано 58326984 рецепта (на 8 % меньше, чем в 2009г.), из которых обслужено 58180507 рецептов на сумму 42148861 тыс. руб. (на 4 % меньше, чем в 2009г.).

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития рассматривает письменные и устные обращения граждан как один из индикаторов качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи населению. В 2010 году из 19457 письменных обращений 3382 или 17 % (в 2009г.-2124 или 15%) касались вопросов, связанных с обеспечением необходимыми жизненно важными лекарственными средствами льготных категорий населения. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития отмечает стабилизацию количества обращений граждан по этим вопросам в центральном аппарате Росздравнадзора и сохранение достаточно большого количества обращений в территориальные органы (в 2010 г.-4687 - 31 %, в 2009 г.- 3197- 37,8 %). Большинство обращений граждан по вопросам льготного лекарственного обеспечения связано с неудовлетворенностью пациентов отсутствием лекарственных средств в аптеках -1998(59%), отказом врача в выписке лекарственных средств - 640 (18,9%), длительностью отсроченного обслуживания в аптеках - 347 (10,2 %). В 2010 году в Росздравнадзор поступило 488 обращений от граждан РФ (в 2009г.-243 обращения), касающихся предоставления информации по Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулирования цен на лекарственные средства, предоставления информации о предельных отпускных ценах .

В 2010 году в территориальные фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации от граждан, в том числе застрахованных лиц, поступило 19,35 млн. обращений. Количество жалоб снизилось по сравнению с предыдущими периодами и составляет около 50 тыс. жалоб в год. Около 60 % жалоб, зарегистрированных в РФ, признаны обоснованными. В структуре причин обоснованных жалоб по вопросам лекарственного обеспечения поступило 3,36 тыс. жалоб (11,2%), качество медицинской помощи 2,61 тыс. жалоб (8,7 %), этика и деонтология медицинских работников - 0,93 тыс. жалоб (3,1 %) .

Таким образом, охрана здоровья населения занимает центральное место в структуре жизненно-важных интересов личности, общества и государства, является одним из системообразующих факторов. Отражением социального неблагополучия в обществе за эти годы являются негативные тенденции в состоянии здоровья населения, слабая социальная защищенность, снижение доступности высокоэффективных средств лечения, недостаточное финансирование здравоохранения. Существенное влияние на эти процессы оказывают проводимые в России преобразования, значительная дифференциация денежных доходов населения, доступность медицинской помощи . В настоящее время российскому здравоохранению требуется продуманная стратегия и политика и на уровне субъекта федерации с четко выстроенной системой целей, задач, форм и методов управления процессов регионального развития в области лекарственного обеспечения. Необходимо разработать единую политику в лекарственном обеспечении населения, позволяющую соблюдать страховой принцип в реализации государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения: каждый нуждающийся имел возможность своевременно получить лекарственное средство, независимо от места жительства человека, социального статуса и от принадлежности к федеральному или региональному льготнику. Особое внимание уделять уязвимым группам населения, а также сформировать систему контроля рационального расходования выделяемых бюджетных средств и рационального назначения лекарственных средств.

Литература

1. Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития РФ в 2010 году и задачах на 2011г. г. Москва, 2011.-С.145

2. Стенографический отчет о совещании по вопросу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан пожилого возраста. 20 октября 2010 г. г.Козельск. (http:www.kremlin.ru/transcripts /9294)

3. О деятельности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в

2010 году.-М.-2011.-С.86-87

4. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации в 2010- 2011 гг.-М.-С. 21

5.Зубкова, Г.И. Нанотехнологии в медицине / Г.И. Зубкова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 2. - С. 191.

© А. М. Кузнецова - асп. каф. государственного муниципального управления и социологии; Р. Г. Тухбатуллина - д-р фарм. наук, дир. Казанского медико-фармацевтического училища (колледж), ги2аНуаШ№а1иШпа@тай. ги.