План старшей подготовительной группе по фгос. Ежедневное календарное планирование в подготовительной группе

Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует доскональной организации каждого элемента учебно-воспитательного процесса. Для его структурирования методический коллектив детского сада составляет разные виды планирования. Одним из наиболее информативных с точки зрения подготовки и проведения конкретных видов работы является календарно-тематический план. На особенностях его создания для подготовительной группы детского сада (возраст детей 6–7 лет) остановимся подробнее.

Содержание понятия планирование учебно-воспитательного процесса в детском саду

Чтобы понять, что такое календарно-тематический план, необходимо сделать небольшой теоретический экскурс в суть понятия планирования. Итак, призвано создавать педагогическую модель взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Планирование может быть нескольких видов, отличающихся степенью детализации образовательного процесса, но опирающихся на образовательную программу, по которой работает детский сад.

Перечисленные виды плана представляют собой нечто вроде матрёшки, в которой перспективный план является самой крупной игрушкой, более общим, а ежедневный - самой мелкой, наиболее частным. При этом этот самый частный план, то есть педагогическое руководство к действию на каждый день, составляется на основе календарно-тематического, дающего представление и о тематике образовательного процесса, и о его структуре.

Это интересно. Календарно-тематический план является обязательным документом воспитателя, за составление и выполнение которого он несёт ответственность. Контроль составления планирования осуществляется руководством детского сада в начале года, мониторинг выполнения плана помесячно остаётся за старшим воспитателем.

Успешность образовательного процесса определяется в том числе и умением педагога грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность

Цели и задачи составления календарно-тематического плана в подготовительной группе

Цели календарно-тематического планирования носят обобщённый характер для всех возрастных групп и включают:

  • обеспечение реализации образовательной программы по всем направлениям учебно-воспитательного процесса для повышения уровня развития дошкольников, соответствующего программным требованиям;
  • последовательное и систематическое воспитательное воздействие на детей, а также уровень педагогического мастерства педагога, способного проектировать варианты взаимодействия с детьми;
  • практическое воплощение различных форм и методов работы с детьми;
  • выбор технических средств обучения, подходящих по целям для конкретного вида деятельности.

Задачами календарно-тематического планирования в подготовительной группе является:

  • поиск оптимального варианта интеграции образовательных областей в рамках изучения конкретной темы (несмотря на то что для старших дошкольников игровая активность по-прежнему преобладает, акцентными становятся социально-коммуникативная и познавательная области, так как именно они во многом являются определяющими факторами готовности ребёнка к школе);
  • подбор методических приёмов с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (так, например, если в группе преобладают дети с высоким уровнем самостоятельности, то в группе словесных приёмов ведущим способом взаимодействия будет беседа, так как она позволяет малышам проявить инициативу);
  • формирование условий для обеспечения разных видов взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, педагогов и родителей);
  • возможность оценки результатов учебно-воспитательного процесса не только в рамках конкретного учебного года, но и всего периода прохождения данной ступени образования (педагог имеет возможность последить уровень усложнения материала и приёмов в работе на темах, имеющих сквозной характер, то есть изучаемых в разных аспектах в каждой возрастной группе, например, «Домашние и дикие животные», «Времена года» и др.).

Объекты календарно-тематического плана

В подготовительной группе календарно-тематический план составляется по таким направлениям работы:


Какие приёмы включаются в календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом плане педагог указывает те виды методических приёмов, которые он планирует использовать для достижения поставленных целей при рассмотрении той или иной темы. В подготовительной группе, когда ребята уже знакомы со всеми способами взаимодействия, очень важно максимально приближать воспитанников к работе по тому традиционному набору приёмов, которые приняты в начальной школе. Как правило, это комплекс из четырёх групп:

  • словесных;
  • наглядных;
  • практических;
  • игровых.

Рассмотрим их варианты в рамках каждой из групп.

Словесные приёмы

В подготовительной группе дети активно осваивают навыки составления логичных, выразительных диалогических и монологических высказываний. В этой связи педагогу очень важно как можно более полно использовать речь при взаимодействии с детьми в разных видах деятельности.

Объяснение

Безусловно, этот методический приём в работе с детьми 6–7 лет не несёт такого содержательного значения, как это было в предыдущие годы: дети быстрее «хватают» материал, им не нужно долго растолковывать. Но с точки зрения способа донесения информации, объяснение для подготовишек очень ценно, ведь с его помощью ребята расширяют свой словарный запас, осваивают речевые клише, отрабатывают грамматику построения предложений - то есть все те аспекты языка, которые так важны для создания собственного речевого образа.

Объяснение может носить не только групповой, но и индивидуальный характер

Беседа

В подготовительной группе этот приём можно назвать самым важным в группе словесных. С помощью беседы дети не только развивают свою речь, но и учатся выстраивать причинно-следственные отношения между явлениями, о которых говорят, а также аргументировано доказывать свою точку зрения, сопоставлять новую информацию с уже полученным опытом, критически мыслить.

Для реализации этого приёма в своей практике я руководствуюсь двумя правилами подготовки беседы:

  • заранее готовлю 1–3 вопроса (один на проверку понимания сути материала, два проблемных, ответы на которые могут быть прямо противоположными);
  • продумываю по 1–2 вопроса на раскрытие нюансов каждого из направлений, по которым может пойти разговор.

Например, при изучении темы «Этикет» набор вопросов может быть таким:

  • «Что такое этикет?» (с этим понятием дети знакомы уже давно, вопрос актуализирует знания ребят);
  • «Важно или неважно придерживаться этикета в повседневной жизни, например, дома?» (здесь дети в большинстве своём, конечно, сходятся на том, что важно, доказывают своё мнение, однако, можно предложить им пофантазировать на тему, что будет, если в обществе человек будет придерживаться правил, а дома нет);
  • «Возможно ли дружить с невоспитанными людьми?» (здесь мы обсуждаем два варианта - когда друг невоспитан, и за него часто бывает стыдно перед окружающими, а также когда товарищ знаком с общепринятыми правилами поведения, – и после этого определяем, что нам ближе).

Загадки и стихотворения

Обычно эти словесные приёмы используются для актуализации опорных знаний. Но в подготовительной группе дети уже достаточно организованы, чтобы настраиваться на работу с помощью беседы или рассматривания иллюстраций (то есть наглядного приёма). И тем не менее загадки можно использовать для систематизации того или иного материала.

Например, когда со своими детьми я работаю над темой «Ягоды», подытожить материал, который мы осваивали на занятии по ознакомлению с природным окружением, я предлагаю загадками:

  • Эту ягодку найдёте Не в саду, а на болоте. Круглая, как пуговка, Красненькая… (клюковка);
  • Много тёмно-синих бус Кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины -… (черника);
  • На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами - не шиповник, Как зовётся он? (крыжовник).

В процессе рассмотрения темы «Предметы быта» мы с ребятами обсуждаем важность техники, используя в качестве основы дискуссии стихотворение «Пылесос»:

  • В углу притаился
    Лихой пылесос.
    Он пыли несёт т
    На себе целый воз.
    Сметает соринки
    И, радуя глаз,
    Наводит порядок
    Он в доме у нас.
    Рычит, зубоскалит,
    Шипит и свистит.
    Собаку за хвост
    укусить норовит.
    Отчистит вам пятна,
    Помоет порог,
    А если не нужен-
    Уйдёт в уголок.

Стихотворения и загадки помогают организовать детей

Забавные сюжеты

Дети любят сказки - это аксиома. Поэтому со стороны педагога будет большим методическим просчётом неиспользование сказочных повествований в работе. При этом сказки обычно придумываются «на ходу», то есть в процессе подготовки занятия по конкретной теме.

К примеру, при изучении темы «Права ребёнка» своим воспитанникам я предлагаю сказку «Как Заяц свои права получил». «В одном лесу жил-был Заяц. Но только не ладилась у него жизнь: только найдёт себе еду - тут же прибегают белки и забирают всё себе, только обоснуется в домике - прибегает Лиса и выгоняет Зайца. И отпор дать Заяц не может: от обиды слов не хватает, а драться так он и вовсе не умеет. Тогда решил он сходить к мудрому Льву за советом. И Лев ему объяснил, что никто не может лишать другого пищи или дома, так как это прописано в законе, по которому все живут. И у Зайца есть право на еду и право на законно полученную территорию, то есть дом. А если обидчики снова будут безобразничать, то им стоит напомнить, что нарушение чужих прав грозит изгнанием из леса и заключением под стражу. Послушал Заяц Льва, вернулся к своему дому и прогнал Лису, пригрозив ей тюрьмой. А белкам и говорить ничего не пришлось: они, как увидели гордого, уверенного в себе Зайца, сразу поняли, что лучше подобру-поздорову уйти в свой дом и больше косого не трогать. Вот так знание своих прав придало уверенности и решило проблемы Зайца».

После прослушивания сказки мы с детьми обсуждаем историю, опираясь на следующие вопросы:

  • «Почему Зайца все обижали?»
  • «Как вы думаете, если бы Заяц просто подрался с обидчиками, это бы помогло? (да, но временно) Почему нет? (потому что лиса и белки, наверняка бы, попытались снова обижать Зайца, только вот теперь они точно не расслабятся, не дадут Зайцу победить их)»;
  • «Почему важно знать свои права?».

Чтение

Бо́льшая часть 6–7-летних воспитанников детских садов уже умеет читать. Поэтому воспитателю это умение нужно эксплуатировать не только на занятиях по чтению или подготовке к школе, но и во время выполнения остальных элементов учебно-воспитательного процесса. К примеру, зачитывание коротких описаний основных черт продукции народных промыслов. Важно, чтобы текст был небольшим по объёму и сопровождался наглядностью, то есть картинками.

Скороговорки

Это словесный приём важен для коррекции у ребят нарушений звукопроизнесения. Обычно для старших дошкольников комплексы скороговорок общей направленности подготавливаются заранее с учётом конкретных проблем с речью в группе. Составляются блоки скороговорок либо логопедом, протестировавшим ребят, либо, если в детском саду штатной единицы логопеда нет, воспитателем.

  • «Буква Ж широка и похожа на жука и при этом, точно жук, Издаёт жужжащий звук: жжж». (Отработка звука [Ж]);
  • «В день рожденья брату Боре Нарисую краской море И кораблик с якорьком - Боря будет моряком». (Отработка звука [Р]).

Группа наглядных приёмов

Информация, воспринимаемая детьми через зрительный канал, запоминается значительно прочнее, чем полученная при помощи других органов чувств. Именно поэтому в календарно-тематическом плане при рассмотрении любой (!) темы представлена наглядность. Существует несколько вариантов её презентации:


Видео: пример использования приёма показа при изучении темы «Неживая природа»

Это интересно. В некоторых видеоподборках, например, обучающих презентациях, после информационного блока даются задания на проверку понимания материала.

Группа практических приёмов

Эти способы взаимодействия с детьми предполагают освоение нового материала через его реализацию на базе существующего опыта. Иными словами, познакомившись с новыми названиями предметов мебели (например, банкетка, бюро, этажерка и т.п.), дети на основе имеющихся у них представлений о лепке, делают эти объекты интерьера из пластилина.

К практическим приёмам, предполагающим творческое осмысление явлений, кроме лепки, также относятся:

  • рисование;
  • конструирование;
  • аппликации;
  • поделки.

Это интересно. Часто в форме таких творческих заданий дети получают задание выполнить совместный с родителями проект на ту или иную тему. Например, «Мой дом», «Деревья и кустарники нашего края» и пр.

Фотогалерея: примеры проектов «Дома на нашей улице»

Кроме того, что дети домики складывают, они ещё свои поделки раскрашивают Для выполнения задания можно использовать бросовый материал В качестве заготовок для домов могут выступать разные геометрические фигуры Проект может быть выполнен разными техниками

Наблюдения

К приёмам практического осмысления материала относятся также наблюдения или опыты, дающие ребятам более глубокие представления о природе вещей. Наблюдения могут планироваться для проведения в группе (например, за ходом проращивания семян фасоли) или на улице (к примеру, наблюдение за трудовой деятельностью людей, транспортом, сезонными и погодными изменениями в окружающем мире).

Таблица: примеры заданий для наблюдения в подготовительной группе

Игровые приёмы

Без игровых приёмов в работе с детьми не обойтись. Поэтому в календарно-тематический план включаются все виды игр. При этом в подготовительной группе, в отличие от предыдущих этапов образования, при изучении темы могут использоваться 1–2 вида игр, а не все.

Освоение окружающего мира у детей происходит через игру

Цели включения в план дидактических игр

Этот вариант игр применяется на разных этапах работы с материалом:

  • для ознакомления с новой информацией;
  • в качестве инструмента для закрепления и отработки полученных знаний, умений и навыков.

Таблица: примеры дидактических игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы

Вид обучающей игры Название Целевые ориентиры Материал, содержание игровых действий
Логическая «Что это такое?»
  • развивать смекалку, воображение;
  • тренировать память.
Педагог, а затем и дети, загадывают предмет, которой описывают. Остальные участники пытаются угадать, о чём речь. К примеру, прямоугольный, может быть разных цветов, сверху - стекло или пластик, продаётся в специальных магазинах, может быть с кнопками, по нему можно разговаривают - мобильный телефон.
Словесная «Назови растение с нужным звуком»
  • развивать фонематический слух;
  • расширять словарный запас по теме «Растительный мир».
Педагог называет звук, а дети - деревья и кустарники, которые на этот звук начинаются.
Музыкальная «Откуда звук» Тренировать умение находить источник звука. 3–4 ребёнка издают определённый вид шума (звон колокольчика, жужжание мотора машинки, стук деревянных ложек и пр.), остальные участники, стоя спинами к водящим, угадывают, что и откуда звучит.
Сенсорная «Найди такой же лист» Учить классифицировать предметы на основании общих и различных признаков. Дети рассматривают листья на дереве, а затем, разделившись на команды, ищут такие же на земле, сравнивая их по определяющим признакам.
Настольно-печатная Лото «Геометрические фигуры»
  • тренировать навык различать основные геометрические фигуры;
  • развивать умение соотносить части целого по форме и цвету.
Дети складывают геометрические фигуры из двух половинок, следя за тем, чтобы сошлась не только форма, но и цвет. Задание выполняется на скорость.
Игры с предметами К этому виду игр относятся задания, связанные с использованием природного материала или игрушек. Например, посчитать, сколько фишек-каштанов у каждого из персонажей-шишек.
Интерактивная Её проведение требует определённого технического оснащения - интерактивной доски. Суть игр заключается в следовании правил, оговоренных в методическом сопровождении приложения. Например, на занятии по подготовке к школе для работы над простыми арифметическими действиями можно использовать игру, созданную на базе любимого многими мультфильма «Маша и Медведь».

Подвижные игры

Основное предназначение этих игр - возмещение у детей потребности в двигательной активности.

Для гармоничного развития ребёнку необходимо проявлять свою двигательную активность

Таблица: примеры подвижных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы

Что отрабатывается Название игры Целевые ориентиры Суть игры
Бег в разных направлениях, прыжки «Пятнашки»
  • тренировать бег врассыпную;
  • развивать умение увеличивать или уменьшать скорость бега по сигналу;
  • формировать способность быстро реагировать на ситуацию.
Водящий становится в круг с завязанными глазами. Дети его раскручивают, потом снимают повязку и разбегаются. Ловишка должен посалить нерасторопного участника.
Пространственное ориентирование «Салки на болоте»
  • учиться бегать, учитывая преграды в виде зрительных ориентиров;
  • развивать ловкость.
Дети различными предметами обозначают места, куда заходить нельзя. По условному знаку педагога все малыши разбегаются, а водящий старается догнать и осалить.
Формирование ощущения равновесия «Не оступись»
  • учиться прыгать на одной ноге, приземляться на носок полусогнутой ножки;
  • развивать равновесие;
  • укреплять мышцы опорно-двигательного аппарата.
Дети становятся в две колонны. По сигналу начинают движение с одной точки пространства до другой. При этом стоящий первым допрыгивает до цели, а остальные идут рядом. Если ребёнок оступился, он становится в конец колонны, а его роль выполняет следующий участник. Побеждает та команда, которая прошла до финиша дистанцию подлиннее.
Развитие внимания «Эстафета парами»
  • тренировать навык бега в парах;
  • развивать выносливость и внимательность.
Дети, взявшись за руки, становятся на одной из сторон площадки в две колонны. По условному знаку им нужно перебежать к противоположной колонне, не расцепив рук.
Отработка навыка лазанья, ползанья «Где мои бананы»
  • тренировать умение лазить по гимнастической лестнице;
  • повторить счёт в пределах пяти.
Дети-«обезьянки» стоят около гимнастической лестницы. Педагог называет, сколько «ступенек нужно пойти за бананами», а дети залазят на это количество ступеней наверх.
Тренировка ловкости «Не наступи»
  • тренировать ловкость, внимательность;
  • отрабатывать умение перепрыгивать препятствие со смещением влево-вправо.
Дети кладут перед собой палочки, становятся на небольшом расстоянии от палочки. По сигналу воспитателя пытаются перепрыгнуть через препятствие, сместившись влево или вправо.

Игры театрализованной направленности

Этот вид игр помогает ребятам проявить свои творческие способности на этапах подготовки и проведения игр, так как дети вовлекаются не только в само выполнение игровых заданий, но и придумывание сценария, распределения ролей и пр.

Театрализованные игры дают ребятам возможность раскрыть свой творческий потенциал

Таблица: примеры театрализованных игр в календарно-тематическом плане для подготовительной группы

Вид театрализации Суть игровых действий Примеры
Сюжетно-ролевые игры Малыши, опираясь на свой опыт, разыгрывают ситуации, с которыми сталкиваются в быту. «Дочки-матери», «На приёме у врача», «В библиотеке».
Драматизации Дети говорят и выполняют те действия, которые прописаны для их персонажа «режиссёром», то есть педагогом или самим ребёнком. Утренники, постановки по мотивам прочитанных сказок и пр.
Режиссёрские игры Дети не только сами выполняют игровые действия, но и организуют содержание самой игры. Малыши разыгрывают действия спасателей МЧС при пожаре, используя для этого фигурки фланелеграфа.
Пальчиковые игры Применяются в виде физкультпаузы на занятиях, тренируют речевые центры, а также готовят руку к письму.
  • Дружат в нашей группе девочки и мальчики, (пальцы рук соединяются ритмично в «замок») Мы с тобой подружим маленькие пальчики, (ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинца) Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

Требования к оформлению календарно-тематического плана

Этот вариант составления плана закреплён требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к оформлению документации в ДОУ и включает:

  • титульный лист с указанием полного названия ДОУ, названия и возрастной категории группы, программы, по которой детский сад работает, ФИО воспитателей группы, даты начала и окончания работы по этому плану;
  • алфавитный список детей в группе с указанием дат рождения;
  • режимные моменты в группе (вид деятельности и время на него отведённое), в том числе зарядка, процедуры закаливания, если последние предусмотрены программой ДОУ;
  • расписание непосредственной образовательной деятельности (НОД) на неделю;
  • собственно план с указанием даты проведения вида работы, темы, форм деятельности детей, целей, оборудованием для каждой из форм, а также планируемых результатов (достижений в познавательной, эмоционально-волевой сферах и личностных успехов);
  • незаполненный последний лист, который предназначен для замечаний и пожеланий старшего воспитателя.

Это интересно. Личностные достижения в графе результатов выполнения календарно-тематического плана стали включаться с момента начала работы ДОУ по ФГОС.

Если никаких кардинальных изменений в программе работы ДОУ не происходит, то календарно-тематические планы можно составлять на основе уже отработанных ранее

Таблица: образец составления календарно-тематического плана в подготовительной группе по разным образовательным областям (фрагменты)

Дата/
день недели
Вид деятельности Тема Целевые ориентиры Пути достижения цели Оборудование,
материалы
15.09. четверг Лепка Лепка фигуры человека в движении
  • учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и пр.);
  • учить лепить фигуру из целого куска глины;
  • закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.
  • вводная беседа;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание готовых работ.
  • фигурки, изображающие людей в движении;
  • глина, стеки, доски для лепки.
29.09. четверг Лепка Корзина с грибами
  • упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приёмов лепки пальцами;
  • закреплять умение лепить корзину;
  • уточнить знание формы (диск);
  • воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
  • вводная беседа;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание готовых работ.
  • ирушки (муляжи) разных грибов;
  • пластилин;
  • доски для лепки.
03.10.
понедельник
Познавательное развитие.
ФЦКМ
Овощи и фрукты
  • расширять представления детей об овощах и фруктах;
  • учить различать их по внешнему виду;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи на примере образования плода.
  • чтение стихотворения «Что растёт на нашей грядке?» В. Корнина;
  • разложить картинки плодов на группы: фрукты и овощи;
  • отгадывание загадок;
  • рассказ воспитателя о том, как образуется плод.
  • картинки с изображением фруктов, овощей;
  • иллюстративный материал, показывающий, как образуется плод.
10.10.
понедельник
Познавательное развитие.
ФЦКМ
Широка страна моя родная!
  • дать детям представление о России, как стране городов;
  • познакомить с принципом создания гербов;
  • расширять представление детей об особенностях географического положения России.
  • рассматривание гербов городов России;
  • беседа о гербах г. Ртищево и Саратовской области;
  • рассматривание карты России.
  • географическая карта, изображение гербов городов России, в том числе г. Ртищево и Саратовской области;
  • иллюстрации с изображением гор, рек, морей, равнин;
  • записи звуков природы.
17.10. понедельник Познавательное развитие.
ФЦКМ
Планета Земля в опасности! Дать детям представление о том, что планета Земля - это громадный шар. Бо́льшая часть земного шара покрыта водой - океанами и морями. Кроме воды, есть материки - твёрдая земля - суша, где живут люди. Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Воспитывать любовь к природе, чувство долга охранять и защищать Землю, на которой мы живём.
  • рассказ-беседа о планете Земля;
  • отметить на глобусе места, которые наиболее загрязнены, которым требуется помощь.
  • глобус;
  • метки «sos».
01.11. вторник Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность. Театр
  • закреплять умение детей конструировать здания различного назначения;
  • развивать художественный вкус;
  • продолжать учить создавать коллективные постройки.
  • водная беседа;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание построек.
Строительный материал
02. 11. среда Рисование Кукла в национальном костюме
  • закреплять умение рисовать фигуру человека, передавая строение, форму и пропорции частей;
  • легко рисовать контур простым карандашом и закрашивать рисунок карандашами и красками;
  • учить изображать характерные особенности национального костюма;
  • поощрять стремление детей рисовать в свободное время.
  • рассказать детям, что в нашей стране живут люди разных национальностей, и у каждого народа есть свои красивые национальные костюмы, показать куклу в национальном костюме, уточнить детали одежды, цвет;
  • самостоятельная работа;
  • рассматривание работ, выбрать наиболее выразительные.
  • кукла в национальной одежде;
  • простой графитный карандаш;
  • цветные карандаши или акварель;
  • кисти;
  • баночки с водой.
07.11.
понедельник
Познавательное развитие.
ФЦКМ
Животные нашей планеты Расширять знания о животных, живущих в разных уголках планеты.
  • предложить отправиться в путешествие по разным уголкам планеты;
  • беседа о животных, попадающихся нам на пути;
  • игра «Кто, где живёт».
Картинки с изображением разных животных.
03. 04. понедельник Развитие речи Весна идёт, весне дорогу! Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
  • вводная беседа;
  • чтение стихотворений Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды», Е. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!»;
  • спросить у детей, какое из стихотворений им понравилось больше.
10.04.
понедельник
Познавательное развитие.
ФЦКМ
Космос
  • расширять представления детей о космосе;
  • подводить к пониманию того, что освоение космоса - ключ к решению многих проблем на Земле;
  • рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
  • вводная беседа;
  • рассказ воспитателя о космосе, о первооткрывателях космоса;
  • подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты».
  • иллюстрации по теме «Космос»;
  • фотографии космонавтов, ракет, космических спутников;
  • картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.
17.05. среда Рисование Рисование с натуры «Комнатное растение»
  • учить передавать в рисунке характерные особенности растения, форму, цветочного горшка;
  • формировать умение видеть тоновые отношения и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш;
  • развивать мелкие движения руки;
  • формировать умение регулировать рисовальное движение по силе, удачно располагать изображение на листе.
  • рассматривание комнатного растения в горшке;
  • предложить нарисовать растение только графитным карандашом;
  • самостоятельная работа;
  • выставка работ.
  • комнатное растение;
  • альбомные листы;
  • простой графитный карандаш.
30.05. вторник Познавательное развитие. Продуктивная (конструктивная) и познавательно-исследовательская деятельность Мы учёные
  • уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней;
  • учить сравнивать материалы, правильно называть все их особенности, в соответствии с их свойствами использовать в поделках;
  • мотивировать детей на экспериментирование с объектами неживой природы (песок, глина, камни);
  • воспитывать навыки сотрудничества, инициативности.
  • вводная беседа;
  • опыты;
  • рефлексия.
  • фартуки;
  • песок;
  • глина;
  • камни;
  • лупа;
  • бумага;
  • ёмкости с водой;
  • салфетки;
  • листочки бумаги.

Календарно-тематический план, как и любой другой вид планирования в детском саду, носит характер элемента, организующего образовательный процесс, а также позволяет наглядно увидеть динамику реализации программы ДОУ. При составлении календарно-тематического плана педагогу нужно, следуя общим требованиям к содержанию и структуре этого вида документации, учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников. А при работе над планом для подготовительной группы ещё и брать во внимание преемственность структуры учебно-воспитательного процесса со следующей ступенью образования, то есть началом обучения в школе.

Календарный план в подготовительной группе по ФГОС 2015г.

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2016

Образовательная деятельность, организованная в режимных моментах (групповая, подгрупповая)

Беседа с подгруппой детей «Речевой этикет» . Цель: закреплять умение использовать вежливые слова и

обращения в речи; развивать дружеские взаимоотношения между детьми.

Дид. игра «Спаси зайчат» Цель: закреплять представления о равенстве и неравенстве (см. стр. 31 *)

Утренняя гимнастика (спец-т Физо) , дыхательная гимнастика (по Лазареву) , самомассаж рук (прил. 3)

Тема «Нарисуй картинку про лето» **. Цель: формировать умение строить композицию, передавать движения людей.

Мероприятие «День Знаний» По плану специалиста

ЗСТ Оздоровительная игра «Роботы» (по А. Галанову) (см. прил. 5) . Цель: снятие тонуса мышц спины.

Тема: «Лето» . Цель: закреплять навык располагать изображения на широкой полосе (выше, ниже по листу) . (см. стр. 31*) .

Наблюдение за погодой. Цель: развивать умение у детей самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы; наблюдательность, устойчивое внимание.

Дид. игра «Наоборот» . Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления (стр. 11 Кобзева

Игра-забава «Необычные жмурки» . Цель: развивать наблюдательность (стр. 17 КобзеваТ. Г.)

Коллективный труд в огороде д/с вместе с воспитателем- уборка овощей.

ЗСТОздоровительный бег (средний темп) + ходьба боком Чтение и обсуждение стихотворений, разгадывание загадок, обсуждение поговорок и пословиц о сладостях**. Цель:

привлечь внимание к выразительным средствам языка. ЗСТПолоскание полости рта водой комн. температуры

Перед сном - босохождение по тропе здоровья После сна - гимнастика в постели «Растишка» (прил. 8) ,

воздушные ванны Беседао правилах безопасного обращения с острыми

предметами (иголкой) . Цель: формировать у детей основы

безопасности жизнедеятельности.

Работа с тканью «Рыбки» **. Цель: формировать умение шить простейшие изделия швом «вперед иголку» .

ЗСТ Пальчиковая гимнастика «Грибы» (прил. 7) Слушание «Осенней песни» П.И. Чайковского из цикла

«Времена года» . Цель: приобщать детей к музыкальной культуре; воспитывать художественно-эстетический вкус (см. стр. 31**) ..

Рассматривание цветов. Цель: учить детей находить первые приметы осени (заканчивается цветение растений, поспели овощи, началось расцвечивание листьев) ; развивать наблюдательность.

Дид. игра «Что создано человеком?» . Цель: систематизировать знания детей о том, что создано

человеком, а что дает человеку природа (стр. 10 Т. Кобзева)

Подвижная игра «Зайцы и волк» . Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

ЗСТОздоровительный бег + ходьба с высоким подниманием колен

Наведение порядка на участке группы.

Работа с родителями Соц. -ком. развитие Анкетирование «Удовлетворение потребностей родителей педагогическим процессом в ДОУ» . Цель: выяснить отношение родителей к воспитанию и обучению детей в ДОУ.

Прием: Поговорить о сезонных изменениях в жизни животного мира. Цель: обобщить и систематизировать знания детей по теме; уточнить понятие «млекопитающие животные».

Игра малой подвижности «Кого не стало».

Цель: развивать внимание, наблюдательность

Дидактическая игра с мячом «Съедобное -несъедобное».

Цель: актуализировать представления детей о грибах, об опасности, которую могут грибы представлять.

Утренняя гимнастика

Прогулка: Наблюдение за ветром. Ветер – это движение воздуха, отметить, что чаще стали дуть холодные ветры. Выяснить, какие еще приметы осени знают дети. Систематизировать представления о последовательности сезонных изменений осени.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин». Цель: развивать умение детей распределять роли, соответствовать выбранной роли, развивать сюжет игры.

Ситуативный разговор «Игры во дворе». Цель: воспитывать навыки безопасного поведении я на улице.

Трудовое воспитание:на территории детского сада осмотреть деревья и кустарники, убрать высохшие ветки, стебли растений.

Подвижные игры:«Большой мяч». Цель: развивать ловкость движений, быстроту.

«Лягушки». Цель: учить сопоставлять движения со словами.

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна

Игровая деятельность (самостоятельная) Конструирование из напольного и настольного строителя. Цель: упражнять в конструктивных умениях, воспитывать дружеские взаимоотношения через игру.

Поисково-исследовательская деятельность“Как получаются новые цвета?” Вспомнить с детьми смешение цветов для получения новых оттенков.

Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень. Обсыпает весь наш бедный сад». Цель: Учить детей соотносить описываемые в стихотворении картины природы с наблюдаемыми осенними явлениями, понимать поэтические образы. Учить использовать различные средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения.

Прогулка: Наблюдениеза погодой. Цель: учить детей описывать явления природы. Дидактическая игра «Так бывает или нет».

Игровая деятельностьдидактическая игра «Бывает, не бывает». Цель: способствовать использованию в игре и углублению знаний детей о сезонных явлениях. Развивать внимание, связную речь.

Подвижная игра«Замри». Цель: учить понимать схематическое изображение позы человека.

Сертификат Мацуцина Э.Б2

Декабрь 01.12
День недели,

Взаимодействие
с родителями.



ЧТ


Цели: формировать умение называть последующее и предыдущее число для каждого числа натурального ряда в пределах 1; упражнять с установлении соответствия между количеством предметов и цифрой в пределах 10; знакомство с числом и цифрой 9.
*2, стр. 161
*13, стр.40.

Тема: « Птица (по мотивам дымковской игрушки)».
Цель: закреплять умение передавать образ дымковской птицы, развивать эстетическое восприятие..
* 2, стр161
Физическое развитие.

Тема «Наступила зима».



. Беседа со всеми детьми
Тема «Зимние приметы».
Утренняя гимнастика.
ОРУ
Проговаривание стихотворения И. Сурикова «Зима».
Работа по формированию КГН. Беседа «Самое лучшее для кожи – это чистота».
Прогулка: Содержание:
наблюдение
за корой деревьев

подвижные игры: «Не попадись!»
индивидуальная работа по развитию основных движений: перешагивание
через снежные валы

во время обеда.
Игровая ситуация «Что нужно добавить в меню обе-
да?».
Релаксация перед сном:
прослушивание музыкальной композиции: А. Вивальди «Времена года. Зима»
чтение художественной литературы: народная сказка «Лиса и волк».

Оформление выставки рисунков «Первый снег»

2 половина дня Работа по звукопроизношению: игра

Гимнастика пробуждения.
Массаж ног «Поиграем с ножками».
Закаливающие процедуры.
Обтирание влажной варежкой рук до локтей, ног до колен. Профилактические мероприятия. Гимнастика для глаз.

Игровая ситуация «Контроль за прической».
Воспитание культуры поведения во время полдника. Беседа «Полезные
советы»

Декабрь 02.12.16
День недели,
Дата. Совместная образовательная деятельность.

Развивающая среда для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие
с родителями.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

ПТ


Тема: « Речевая игра «Из чего что сделано?».
Цели: закреплять умение рассматривать, описывать и сравнивать предметы, выделяя существенные признаки (стеклянные, деревянные), дать понятие о предлогах.
*2, стр.163

Тема: «Сказочная птица».

Цели: развивать умение создавать сказочные образы, развивать чувство композиции; закреплять навыки рисования цветными карандашами.
*2 , стр..163


какие планы на сегодня;

Тема «Зимующие птицы».

Игра-беседа: Назови признаки зимы, перечисли зимние месяцы.
Беседа со всеми детьми:
о том, что делали вчера;
какие планы на сегодня;
пожелания детей (чем
хотели бы заняться).
Тема «Беседа по картинке “Зимние забавы”».
Работа по формированию КГН. Игра «Наводим
порядок в шкафу».
Прогулка. Содержание:
наблюдение за погодой

подвижные игры: «Найди себе пару»
индивидуальная работа по развитию основных движений: метание снежков на дальность
конструирование
(из снега): снежные фигуры


Беседа «Культура поведения во время еды».
Релаксация перед сном:
прослушивание музыкальной композиции: Г. Свиридов «Метель»;

2 половина дня Хореография Работа по звукопроизношению: игра «Буква»
потерялась».

Повторение стихотворения
Н. Некрасова «Мороз-воевода». Гимнастика пробуждения.
Массаж головы.
Закаливающие процедуры.
Воздушные ванны.

Упражнения для саморегуляции.
Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании. Игровая ситуация «Контроль за внешним видом».
Воспитание культуры поведения во время полдника. Игровая ситуация «Накормим мишку»
Развивающие игры. Рекомендации
родителям: чтение сказки «О царе Салтане»

Декабрь 05.12.2016
День недели,
Дата. Совместная образовательная деятельность.

Развивающая среда для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие
с родителями.
Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организованная образовательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми с учётом диагностики.
ПН
05.12
1 половина дня Познавательное развитие.
Тема: «Воздушный транспорт».
Цели: расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным видом транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом, рассказать об истории развития воздушного транспорта.
*2 стр.165
Речевое развитие (обучение грамоте). Тема: «Согласный звук «Ш», буква «Ш». Работа со штампами».
Цели: познакомить с буквой «Ш», упражнять в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже
*14, стр.203
Музыка.
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Тема «Как я провел выходные». Беседа со всеми детьми
Тема «Как в моей семье встречают новый год».
Утренняя гимнастика.

Развитие речи. Проговаривание стихотворения Ф. Тютчева «Чародейскою зимою».
Работа по формированию КГН.
Игровое упражнение «Научи умываться братца».
Прогулка.
Содержание:
наблюдение за снежинками
труд: расчистка дорожек от снега, добавление корма в кормушки
подвижные игры: «Рыбак и рыбки»
Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда.
Рассматривание иллюстраций «Что и как мы едим?».
Релаксация перед сном:
прослушивание музыкальной композиции: «Шум ветра» из серии «Звуки природы»;
чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лиса и Заяц» Картины зимней природы, семья.

Индивидуальные беседы с родителями на тему «Одевайтесь по погоде»
2 половина дня Хореография Д/и «Посчитайка»
Цель: закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.
Гимнастика пробуждения.
Потягивание. Дыхательное упражнение «Насос».
Закаливающие процедуры. Бег босиком по полу.

Воспитание культуры поведения во время полдника.
Беседа «Не ставим локти на стол во время еды».
Работа по звукопроизношению: проговаривание чистоговорок на слоги –за и –са.
Иллюстрации сказок различных авторов. Пополнение детской групповой библиотеки новыми книгами.

Декабрь 06.12.2016г.
День недели,
Дата. Совместная образовательная деятельность.

Развивающая среда для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие
с родителями.
Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организованная образовательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми с учётом диагностики.
ВТ

1 половина дня Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.
Тема: «Количество и счет.
Число и цифра 8. Состав числа 8 из двух меньших. Цель: систематизировать знания о числе 8 и цифре 8, учить писать цифру 8, познакомить с образованием числа 8 из двух меньших. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым.
*2,стр.166
*15..стр164

Художественно-эстетическое развитие.
Конструирование.
Тема: «Снеговик».
Цели: укреплять у детей интерес к работе с бумагой, формировать уверенность в своих возможностях, воспитывать дружеские взаимоотношения детей, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.
*2, стр.166-167
Физическое развитие.
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Тема «За что я люблю зиму».
Беседа со всеми детьми
Тема «В какие игры я играю дома и на улице?».
Утренняя гимнастика.
ОРУ для всех групп мышц с обручами.
Разучивание стихотворения С. Есенина «Поет зима-аукает».
Работа по формированию КГН.
Рассматривание иллюстраций на тему «Прически для детей»
Прогулка. Содержание:
наблюдение за
следами животных и птиц на снегу
труд: сгребание снега к стволам деревьев, добавление корма в кормушки
подвижные игры: «Я Мороз Красный Нос »
индивидуальная работа по развитию основных движений: передача мяча за спиной
Формирование КГН и навыков самообслуживания.
Беседа о работе дежурных по столовой.
Работа по воспитанию культуры поведения за столом
во время обеда.
Игровое упражнение «Выбери, что лишнее». Иллюстрации по теме «Зимние забавы» Беседы по интересующим вопросам.

2 половина дня Работа в прописях Д.Денисовой

Индивидуальная работа по обучению чтению Гимнастика
пробуждения.
Массаж рук.
Закаливающие процедуры.
Обтирание рук до локтя влажной варежкой.
Профилактические мероприятия.
Гимнастика для глаз.
Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.
Формирование навыка быстрого правильного одевания. Воспитание
культуры поведения во время полдника.
Беседа «Как мы едим фрукты» Беседы с родителями по организации и проведению новогоднего утренника

Декабрь 07.12.2016
День недели,
Дата. Совместная образовательная деятельность.

Развивающая среда для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие
с родителями.
образовательная деятельность. Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организованная групповая и подгрупповая образовательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми с учётом диагностики.
СР.

1-я половина дня Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Подземные богатства земли».
Цель: расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми региона; дать первоночальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту.
*3 стр.168
Художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Девочка и мальчик пляшут».

Цель: учить передавать в рисунке различие одежды девочки и мальчика, движение фигур, упражнять в рисовании и закрашивании карандашами.

* 3, стр.169
Музыка Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.
Тема «Как мы помогаем птицам зимой». Беседа со всеми детьми
Тема «Зима в стихах и песнях».
Утренняя гимнастика.
ОРУ для всех групп мышц с обручами
Проговаривание чистоговорки, повторение потешек.
Работа по формированию КГН. Игровое упражнение «Как я чищу уши».
Прогулка
Содержание:
наблюдение за выпавшим снегом
труд: расчистка
дорожек от снега,
добавление корма
в кормушки
подвижные игры «Ловишки»
индивидуальная работа по развитию основных движений: прыжки из полуприседа.
конструирование из снега тоннель
Работа по воспитанию культуры поведения за столом
во время обеда. Рассматривание
иллюстрации на тему «Столовые приборы».
чтение художественной литературы: сказка
«Два Мороза» Иллюстрации на зимнюю тематику. Индивидуальные беседы с родителями. Консультации с родителями на тему: «Как одеть ребенка на прогулку»

2 половина дня Ситуативная беседа «Книга наш друг» Гимнастика пробуждения.
Массаж живота «Я хороший».
Закаливающие процедуры.
Похлопывания по рукам и ногам.
Профилактические мероприятия.
Дыхательное упражнение «Нюхаем цветы».
Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.
Воспитание навыка аккуратного заправления постели.

Декабрь 08.12.2016
День недели,
Дата. Совместная образовательная деятельность.

Развивающая среда для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие
с родителями.
Непосредственная образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организованная групповая и подгрупповая образовательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми с учётом диагностики.
ЧТ

1 половина дня Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Счет».
Цели: формирование познавательных интересов, развитие произвольного внимания. Письмо цифр 1, 2 и выражений.
Закрепить умение называть предыдущее и последующее число.
*2, стр. 170
*13, стр.42.
Художественно-эстетическое. Аппликация.
Тема: «Любимая игрушка».
Цель: закреплять умение вырезать и наклеивать изображение знакомых предметов, соразмерять изображение с величиной листа, развивать воображение, творчество.
* 2, стр170
Физическое развитие.
Индивидуальные беседы об окружающем мире: что видел ребенок по дороге, природные, сезонные, погодные изменения.

Тема «Как зимуют звери и птицы?».

Закрепление обобщающих понятий
(по назначению, форме, цвету).
. Беседа со всеми детьми
Тема «Как мы будем украшать группу к празднику?».
Утренняя гимнастика.
ОРУ
Проговаривание скороговорки «На дворе трава…».
Работа по формированию КГН. Игровая ситуация «Научи младшую сестренку расчесываться».
Прогулка: Содержание:
наблюдение
за замерзшими лужами
труд: посыпание дорожек песком
подвижные игры: «Кого назвали, тот ловит мяч»
индивидуальная работа по развитию основных движений: ходьба в разных направлениях
Работа по воспитанию культуры поведения за столом
во время обеда.
Беседа «Когда я ем, я глух и нем».
Релаксация перед сном:
прослушивание музыкальной композиции: Г. Свиридов «Метель»
чтение художественной литературы: народная сказка «Морозко».
Иллюстраци на зимнюю тематику», наглядный и счетный материал к занятию по ФЭМП Индивидуальные беседы с родителями.
Консультация на тему «Зимние игры с детьми»
2 половина дня Работа по звукопроизношению: игра
«Работа с деформированным текстом»
Гимнастика пробуждения.
Массаж шеи.
Закаливающие процедуры.
Похлопывание по рукам и ногам.
Профилактические мероприятия. Упражнения для формирования правильной осанки.
Воспитание КГН, навыков самообслуживания и взаимопомощи при одевании.
Игровое упражнение «Веселые шнурочки»
Воспитание культуры поведения во время полдника. Формирование навыка аккуратного приема пищи.

Декабрь 09.12.16
День недели,
Дата. Совместная образовательная деятельность.

Развивающая среда для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие
с родителями.
образовательная деятельность.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
Организованная образовательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми с учётом диагностики.
ПТ

1 половина дня Речевое развитие.
Тема: Рассказ Е. Пермяка «Первая рыбка».
Цели: учить пересказывать текст, используя авторские выразительные средства, совершенствовать умение составлять сложные предложения.
*2, стр.172
Художественно-эстетическое развитие.
Тема: «Волшебная страна — подводное царство».
Цели: учить детей изображать комнатное растение с натуры, добиваясь передачи его характерных внешних особенностей. Рисовать растение простым карандашом.
*2 , стр..172
Физическое развитие. Социально- личностное направление. Интеграция областей.
Беседа о том, что делали вчера;
какие планы на сегодня;
пожелания детей (чем хотели бы заняться).
Беседа со всеми детьми:
о том, что делали вчера;
какие планы на сегодня;
пожелания детей (чем
хотели бы заняться).
Тема: «Какие подарки я хотел бы получить?».
Работа по формированию КГН. Игровое упражнение «Покажи малышам, как надо мыть руки».
Прогулка. Содержание:
наблюдение за деревьями зимой
труд: сгребание снега к стволам деревьев, добавление корма в кормушки
подвижные игры:»К названному дереву беги»
индивидуальная работа по развитию основных движений
конструирование
(из снега): лабиринт
свободная деятельность под контролем педагога
Работа по воспитанию культуры поведения за столом во время обеда.
Дидактическая игра «Сиди прямо».
Релаксация перед сном:
прослушивание музыкальной композиции: колыбельная;
чтение художественной литературы: народная сказка (Емеля)
Иллюстрации на зимнюю тематику. Индивидуальные беседы с родителями. Консультации с родителями на тему: «Как одеть ребенка на прогулку»

Календарно - тематическое планирование образовательного процесса по программе "От рождения до школы" с детьми 6-7 лет.

Тема недели: Одежда, обувь, головные уборы


Савчук Лариса Константиновна, воспитатель МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка», п.г.т. Излучинск, ХМАО – Югра, Нижневартовский район.
Назначение: данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при планировании (организации) образовательного процесса с детьми 6-7 лет.
Описание: данное календарно - тематическое планирование образовательного процесса представляет собой часть (недельное планирование) рабочей программы воспитателя подготовительной к школе группы ДОУ. Разработано на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
Календарно-тематическое планирование позволяет строить образовательный процесс:
- с учётом интеграции образовательных областей ("Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие");
- в единстве воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач;
- в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
- спецификой и возможностями образовательных областей.
Образовательный процесс, построенный на основе одной центральной темы (темы недели) позволяет избежать дробления деткой деятельности по образовательным областям, оптимально организовать информацию. Даёт многочисленные возможности для развития дошкольников в различных видах деятельности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и уголках (центрах) развития.
Цель: Обогащение представлений детей о предметах рукотворного мира, необходимых для жизнедеятельности человека (одежда, головные уборы, обувь) .
Задачи: развивать умение группировать и классифицировать предметы по различным признакам; продолжать знакомить детей с материалами, из которых они изготовлены, с профессиями людей, которые их создают; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважение к людям труда.
Итоговое мероприятие: сюжетно - ролевая игра «Магазин одежды»

Совместная деятельность (НОД, область, вид деятельности, тема, цель, источник)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ
Тема: Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Ткани.
Программное содержание: закрепить знания об обобщённом понятии «одежда»; познакомить с классификацией одежды по сезонам; закрепить знания о свойствах ткани; познакомить с названиями наиболее распространённых видов ткани и способах их получения.
Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социально действительностью», стр. 44.
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе д/с. Познавательное развитие», стр.33


Тема: Предыдущее и последующее число, выражения до и после.
Программное содержание: Учить называть предыдущее и последующее число, понимать выражения до и после; закрепить представление о треугольнике и круге; упражнять в обведении моделей этих фигур и заштриховке полученных контурных рисунков; учить составлять из частей круга полный круг.
Метлина, ФЭМП в детском саду, стр. 173
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФЭМП
Тема: Порядковый, прямой и обратный счёт. Пространственные отношения. Штриховка.
Программное содержание: Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10; уточнить представление детей о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку и заштриховке их наклонными линиями; закрепить навыки порядкового счета, умение определять пространственные отношения (за, перед, между); упражнять в воспроизведении количества движений по указанному числу.
Метлина, стр. 174
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Тема: Придумывание продолжения и завершения рассказа Л.Пеньевской «Как Миша варежку потерял»
Программное содержание: учить дошкольников развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей; активировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов; упражнять в правильном изменении слова варежки; формировать у детей умение различать звуки [ш], [ж]; упражнять в использовании вопросительной и повествовательной интонации.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина РР 6-7 лет стр.66: Г.Я. Затулина Конспекты комплексных занятий РР стр. 127
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Тема: Звуковой анализ слов
Программное содержание: Закрепить умение проводить звуковой анализ слов; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знание о словоразличительной роли звука. Учить называть слова с заданным звуком.
Обучение дошкольников грамоте. Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Тема: Чтение басни С. Михалкова «Ошибка». Анализ фразеологизмов, пословиц
Программное содержание: Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
О.С.Ушакова, Е.М. Струнина РР детей 6-7 лет стр. 250
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСКУССТВОМ
Тема: Красота женского головного убора
Программное содержание: Познакомить с головным убором русской женщины; определять цветовую гамму, строить равновесную композицию; воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа; развивать эстетический вкус, творческие способности.
Т.В. Королева. ИЗО в д/с стр.42.

Тема: Ателье мод
Программное содержание: познакомить детей с работой ателье мод; предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду; развивать интерес к прекрасному, эмоционально-эстетическое чувство, вкус.
Волчкова. ИЗО стр. 87.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: РИСОВАНИЕ
Тема: Воздушные вологодские платки
Программное содержание: познакомить с элементами вологодского узора; учить рисовать гелевой ручкой; приобщать к истокам русской народной культуры
Королёва Т.В. ИЗО в д/с. стр. 55.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: АППЛИКАЦИЯ
Тема: Шляпы, короны и кокошники
Программное содержание: Вызвать интерес к оформлению головных уборов, вырезанных из бумаги (картона). Инициировать самостоятельный поиск способов украшения изделий (декоративная роспись и аппликация). Развивать чувство формы, цвета и композиции. Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма и театрально игровых аксессуаров.
Лыкова, ИЗО в д/с. стр. .96
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: КОНСТРУИРОВАНИЕ
Тема: Город мастеров
Программное содержание: Закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов разной конструкции. Воспитывать навыки коллективной работы, учить детей объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом.
Н.Ф.Тарловская, Л.А. Топоркова.Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду стр. 26
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: МУЗЫКА
Тема. По плану музыкального руководителя
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: ФИЗКУЛЬТУРА
Тема. По плану физруководителя

Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями

Игровая:
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье», «Салон моды»
Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Лото», «Собери картинку» (разрезные картинки), «Отбери зимнюю одежду», «Найди клад по схеме»
Коммуникативная:
Беседы: «Зимняя одежда», «Кто нас одевает и обувает?»
Индивидуальные беседы: «Как я одеваюсь на зимнюю прогулку?»
Ситуативный разговор и речевая ситуация: «Оденемся на зимнюю прогулку»
Отгадывание загадок: о предметах одежды
Составление описательных рассказов: о предметах одежды
Дидактические игры: «Назови правильно», «Что пропало?», «Расскажи, какая?», «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Что сначала, что потом?», «Назови одним словом»
Артикуляционная гимнастика: «Желобок», «Змейка»
Познавательно исследовательская:
Наблюдения: за прохожими (как одеты, почему?); за изменениями на участке детского сада, за состоянием погоды, за птицами на кормушке, за солнцем, за вечерним небом
Рассматривание: комплекта детской зимней одежды, выделение цвета, материала из которой она сделана, деталей; сюжетных и предметных картинок с изображением предметов одежды
Дидактические игры: «Назови три предмета», «Какой, какая, какие?», «Кто, что делает?»
Опыт: Лёд - твёрдая вода
Восприятие художественной литературы и фольклора
Слушание и обсуждение: сказки «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.
рассказа К.Ушинского «Одежда», Н.Носова «Заплатка», стихотворений: В.Степанова «Удивительное платье»
Трудовая:
Самообслуживание: закреплять навыки быстрого самостоятельного одевания и помощи сверстникам
Культурно-гигиенические навыки: закреплять навыки быстрого и аккуратного приёма пищи;
Общественно-полезный труд: игровая ситуация «Убираем в игровом уголке вместе с Незнайкой»
Труд в природе: закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнат¬ные растения, рыхлить почву. Уборка снега с дорожек и веранды
Конструирование: «Рубашка для папы» (оригами)
Изобразительная:
Рисование: «Мой гардероб»
Аппликация: «Вырежи какую хочешь картинку с одеждой и наклей»
Музыкальная:
Игра на детских музыкальных инструментах «Оркестр»
Двигательная:
Подвижные игры: «Не оставайся на полу», «Мороз – Красный нос», «Хитрая лиса», «Ловишки – перебежки», «Успей выбежать», «Мышеловка», «Бегите ко мне», «Бездомный заяц», «»Снежинки и ветер», «Найди сою пару»
Игровое упражнение: «Кто дальше бросит», «По местам», катание на санках, «Найди свой цвет», «По дорожке» (скольжение), «Попади в цель»
Физкультурные минутки: «На дворе мороз и ветер», «На дворе у нас мороз»
Пальчиковая гимнастика: «Две подружки, две портняжки»
Поддержка индивидуальности ребёнка (форма работы, тема, ФИ ребёнка)
- Д/игра «Одежда» - закрепить представления об обобщённом понятии «одежда», упражнять в классификации одежды по сезонам
- И/упр. «Обведи фигуру и заштрихуй» - упражнять в обведении моделей геометр. фигур и их заштриховке
- Д/упр. «Сосчитай» - закрепить умения порядкового, прямого и обратного счёта
- Д/игра: «Рассмотри и расскажи» - упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах одежды
- Д/игра «Назови звук» - упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки
- Д/игра «Объясни Незнайке» - учить осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок
- «Рассмотри и нарисуй» - закреплять представления о головных уборах русских женщин, умение рисовать их
- «Разные узоры» - упражнять в рисовании разнообразных узоров гелевой ручкой
- «Корона для принцессы» - упражнять в умении самостоятельно находить способы украшения изделия
- «Построй дом» - закреплять навыки строительства одноэтажных и многоэтажных домов разной конструкции

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов по образовательной области"Физическое развитие"

Утренняя гимнастика: Комплекс ОРУ с предметами №
Гимнастика пробуждения: Комплекс №
Профилактические мероприятия: гимнастика для глаз. Комплекс №; проф.плоскостопия Комплекс №; проф. нарушения осанки Комплекс №.
Дыхательная гимнастика: «Маятник», «Регулировщик»
Закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, полоскание горла

Организация предметно-пространственной развивающей среды ля поддержки детской инициативы (уголки самостоятельной активности)

Обеспечить необходимое оборудование для СХД: рисование цветными карандашами «Мы модельеры»; аппликация: «Вырежи какую хочешь картинку с одеждой и наклей»
- Создавать условия и помогать организовывать сюжетно ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье», «Салон моды»
- Создавать несложные знакомые детям конструкции, рисунки, для самостоятельного воспроизведения поделки «Рубашка для папы» в технике «оригами»
- Способствовать познавательному развитию детей, через расположение в группе н/п игр: «Оденем куклу на прогулку», «Лото», «Собери картинку» (разрезные картинки), «Отбери зимнюю одежду», «Найди клад по схеме»
- Поддерживать детей в стремлении проявлять интерес к литературе познавательного содержания
- Создать условия для развития творческой музыкальной деятельности: игра на детских музыкальных инструментах «Оркестр»
- Обогащать двигательный опыт детей, создавая в группе обстановку (ситуацию) для самостоятельных подвижных игр
- Создавать в группе игровую ситуацию для развития трудовой деятельности: «Убираем в игровом уголке вместе с Незнайкой»