Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Степанова З.Ф.

ИПМ 2.Условия формирования опыта ……………………………………. 3

ИПМ 3.Теоритическая база опыта…………………………………………. 3

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта…………………………..4

ИПМ 5.Новизна опыта……………………………………………………….5

ИПМ 6.Адресность опыта…………………………………………………....5

ИПМ 7.Трудоемкость опыта…………………………………………………5

ИПМ 8.Технология опыта……………………………………………………6

ИПМ 9.Результативность опыта ……………………………………………7

Литература ……………………………………………………………… …. 8

Приложение № 1………………………………………………………………9

Степанова Зульфия Фазылжановна

Образование: высшее, Оренбургский государственный университет;

Специальность по диплому: «Социальная педагогика»

Место работы: МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г.Орска»;

Должность: воспитатель;

Педагогический стаж - 3 года;

Стаж работы в занимаемой должности - 3 года;

ИПМ 2.Условие формирования опыта работы

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей 1, 6-3 лет через дидактическую игру».

ИПМ 3.Теоретическая база опыта

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание - это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

ИПМ 4.Актуальность и перспективность опыта работы

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог- воспитатель, вносить что- то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры.

ИПМ 5. Новизна педагогического опыта

Подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного использования дидактических игр.

ИПМ 6 . Адресность опыта

Материалы опыта работы: представленные дидактические игры могут использоваться педагогами ДОУ и родителями в совместной деятельности с детьми раннего возраста.

ИПМ 7.Трудоемкость опыта

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша; 3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни; Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста; Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Разработала консультации для родителей.

ИПМ 8.Технология опыта

Разработка и внедрение опыта работы проходили на базе МДОАУ «Детский сад № 39 «Родничок» с.Крыловка г. Орска» в разновозрастной группе (от 1,6 до 3 лет).

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы.А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

Цель работы: создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

2 этап - основной

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Величина: «Укрась елку», «Построй дом», «Угости зайчика» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

Цвет: «Разноцветные бусы», «Подбери мышке чашку», «Семья ежей» «Стирка» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Спрячь червячка», «Тактильные кубики».

2. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма,цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей

ИПМ 9.Результативность опыта

3 этап - заключительный

Внедряемая мной методика развития сенсорики детей позволяет максимально отказаться от групповых занятий в традиционной форме и осуществлять личностно- деятельный подход, что отвечает современным требованиям дошкольного воспитания и обучения.

Анализ проведенной работы показал, что использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов, развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Немов Р.С. Психология - М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. -М.: Просвещение, 1985;

Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. - М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство: познавательное развитие» М. «Мозаика - Синтез», 2003.

Приложение 1

Картотека
игр по сенсорике для детей 1,6-3 лет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)

Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)

Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)

Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)

Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

Сравни предметы по высоте,

Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)

Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)

В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

Какого цвета не стало?,

Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)

Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)

Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)

Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста

Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы. Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами дидактическое пособие “Цветочная поляна”. Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.

Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.

Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.

Подбери серединку к цветку”

Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”

Заверни у цветка красную серединку. Белую”

Игра «Воздушные шары»

Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.

Игра «Бабочка»

Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.

Игра «Снеговики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.

Игра «Поиграем с прищепками»

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Дидактическое пособие «Сенсорная книга»

Дети в возрасте 3 лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.


Дидактическая игра «Собери урожай»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета . Закрепить способ застегивания пуговиц.

Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).

Дидактическая игра «Построй домик»

Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.

Все детали крепятся на липучку.

Выполнить задание - прикрепить детали на положенные места.

Дидактическая игра «Гусеничка»

Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами ,сенсорного восприятия, логического мышления

Вариант игры: «Продолжи ряд».

Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”


Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.

Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Дидактическая игра “Бусы из солёного теста

Цели:

укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

формирование умения сочетать по цвету;

развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;

обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.

Описание приготовления пособия:

Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”


Цели:

формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;

учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.

Получается яркое и красивое пособие.

Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.

По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.

Цели:

формировать умение различать цвета;

учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!

"Тактильная коробка"

Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.

Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -

периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).

Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»


Средства: пробки разного цвета и размера.

Цель: развитие логического мышления.

Сознание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

Знакомство сенсорными эталонами: знакомство с разными

Свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру.

Развития молокой моторки руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения;

Развитие умения понимать и правильно выполнять задания;

Формирование и активизация словаря ребенка: развитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия;

Развитие восприятия: зрительного осязательного.

Развитие наглядного - действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развивающая игра для развития мелкой моторики «Накорми поросенка» своими руками

Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм — фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.

Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе коробочки четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям - участникам предлагается разложить все палочки по коробкам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и коробки совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.

Дошкольное образование
Тема опыта : «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Автор опыта в МБ ДОУ «Детский сад №50 «Родничок» с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития. Детский сад находится на территории города Нарьян - Мара. Рядом расположены библиотека, «Ненецкий краеведческий музей». Контингент воспитанников детского сада разнообразен и представлен разными социальными слоями. Преобладают дети из полных семей, 3 ребенка из неполной семьи. Есть родители, состоящие на государственной службе, работающие в бюджетной организации и в сфере торговли. Большая часть семей имеет 1 или 2 детей.

Однако, несмотря на то, что большинство родителей составляют служащие и работники бюджетных организаций, итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми показали, что в большинстве семей не уделяют должного внимания для становления начал сенсорной культуры детей.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Автора опыта заинтересовала данная проблема, именно этот возраст (3 -4 года) наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов . В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности сенсорных представлений. Мониторинг сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умение выделять цвет как признак предмета, шкала музыкальных звуков. Данные показали, что у 56% детей - низкий уровень сенсорных представлений, средним уровнем обладает 30% детей, и 14% имеют высокий уровень.

Актуальность опыта

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Является основой для интеллектуального развития;

Готовит к реальной жизни;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

Позитивно влияет на эстетические чувства;

Сенсорное воспитание направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Трехлетние дети, когда им дают новый предмет, сразу же начинают действовать с ним. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у них не наблюдается , на вопросы о том, каков предмет, они не отвечают.
В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, не систематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой.
К пяти-шести годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.
Вплоть до младшего школьного возраста детям сложно иметь дело с абстракциями, а потому достаточно значимыми для них остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. То есть, формирующийся образ предмета или понятия для малыша складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и других ощущений. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий - толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д. - это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно - значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства , музыки. К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно. Для обогащения сенсорного опыта используются дидактические игры (Приложение 2) где воспитательно- образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу.

Работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.

В настоящее время совершенствуем формы и методы работы с детьми по сенсорному воспитанию, эта проблема актуальна и на данный момент.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течении пяти лет поэтапно с момента обнаружения проблемы (сентябрь 2010) до момента выявления результативности (май 2014).

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2010 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности сенсорного восприятия детей дошкольного возраста.

2 этап – основной (формирующий) – сентябрь 2011-2013 год .

На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста сенсорного развития через дидактические игры.

3 этап – заключительный (контрольный) – май 2014 года .

Становление опыта, оценка результатов, описание работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой занятий с включенными дидактическими играми для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.

Теоретическая база

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.


  • Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

  • Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

  • Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

  • Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр , реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

  • Сенсорные действия - действия рассматривания, ощупывания, выслушивания, которые формируются лишь в процессе содержательной деятельности.
II . Технология опыта

Цель: формирование сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи педагога:


  • Провести анализ научно – методической и психолого – педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания дошкольников.

  • Выявить уровень сформированности сенсорного развития дошкольников

  • Составить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию.

  • Обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Планируя образовательную деятельность, мы опирались на определенные дидактические принципы:

Принцип научности определяет содержание сенсорного развития;

Принцип систематичности и последовательности, все должно быть взаимосвязано и целесообразно;

Принцип активности ребенка в процессе обучения;

Принцип наглядности основной в педагогической деятельности;

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента сенсорного воспитания содержанием из разных областей ;

Принцип доступности подразумевает подбор игр, материала соответствующим возрасту детей;

Для детей младшего дошкольного возраста в группе были организованы:

Сенсорный уголок с целью формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и пр.);

Игры - экспериментирования на все виды восприятия с целью

развития познавательного интереса;

Подбор музыкальных произведений (для слухового восприятия) с целью

восприятия и дифференциации шумовых различий и звуков различной высоты;

Собран природный и мелкий материал (для сортирования) с целью развития мелкой моторики рук;

Закуплены пазлы;

Подобраны игры такие, как пирамидка, «шнурочки», «матрешка»,игры с различными геометрическими формами с целью развивать мелкую моторику, память, внимание, интеллект; .

Картотека пальчиковой гимнастики с целью совершенствовать координацию движение рук;

Подготовлены краски, пластилин, глина, кисти, ватные палочки, вата

с целью развивать творческие способности детей.

Для детей старшего дошкольного возраста создана следующая предметно - развивающая среда:

Оформлена картотека дидактических игр;

Пополнен уголок экспериментирования;

Подобраны музыкальные игры для слухового восприятия;

Подбор математического материала (длина, ширина), конструктора;

Дополнена та оснащенность, которая была в младшем возрасте.

Совместная деятельность по сенсорному воспитанию совершенствует сенсорные навыки детей, формирует сенсорные представление детей и развивает навыки взаимодействия взрослого с ребенком, ребенка с ребенком . Оснащенная таким образом развивающая среда дает возможность детям самостоятельно играть, брать материал для самостоятельного исследования.

Сенсорное воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к сенсорике и достижения результата в работе мы используем такие виды деятельности:


  • дидактические игры;

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • музыкальные игры;

  • чтение художественных произведений;

  • творческую деятельность детей: лепка, рисование, аппликация, ручной труд;

  • тактильные игры («мешочки» с крупой, песком, «чудесный мешочек»)

  • посещение музеев.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Научить воспринимать форму, что предполагает развитие умения зрительно дробить предмет на отдельные элементы, соответствующие различным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой.

Раздел III

Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования сенсорного представления у детей дошкольного возраста. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей нами были разработаны следующие критерии, основой послужила методика Николаевой Т .В. (Приложение 1). По результатам первичной диагностики мы получили следующие данные.

Таблица 1

Уровень сформированности сенсорного представления у детей младшего дошкольного возраста





Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2011- 2012 год

56%

30%

14%

Исходя из результатов мониторинга, педагог сделал вывод о том, что у детей недостаточно сформировано сенсорное восприятие.

В конце 2013-2014 учебного года было проведено контрольное обследование детей, что позволило определить изменения в повышении уровня формирования сенсорных представлений у детей.

Таблица 2


Уровень сформированности сенсорного развития

Низкий

уровень


Средний

уровень


Высокий

уровень


2011- 2012 год

56%

30%

14%

2013-2014

0%

45%

55%

Изменение

уровня


Уменьшение на

Увеличение на

Увеличение на

С рождения природа наделяет человека глазами, ушами и тактильными рецепторами. Это все позволяет ребенку с самого раннего возраста установить тесный контакт с внешним миром. Эти органы, являются периферической частью анализаторов, центр которых находится в головном мозге. Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов и детских психологов, является «золотой порой» сенсорного воспитания.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Библиографический список:


  1. Воспитание сенсорной культурой ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер М., “Просвещение”, 1988.

  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. М.; 1978.

  3. “Сенсорное воспитание в детском саду” Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой, М. , “Просвещение”, 1981

  4. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.: «Просвещение», 1984.

  5. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «Обруч» №2-2006.

  6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.

  7. Кругликов В.Н. 1988. Дидактические игры.

Приложение 1

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста мною была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).


Оборудование:

  • деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями - круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

  • деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

  • одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

  • пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

  • пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

  • цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

  • одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

  • три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей.


  1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

  2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

  3. Сложить трёхсоставную матрешку.

  4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

  5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези ; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.


Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:


  • Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

  • Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

  • Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Результаты исследования заносятся в сводную таблицу:

№ п/п

Ф.И. ребенка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1

Знаком "+" отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).


Знаком "-" отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (3 ребёнка);

  • средний уровень - 3 выполненных задания (5 детей);

  • низкий уровень - 1-2 выполненных задания (2 ребёнка).

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании:


Низкий уровень - ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того , в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

Средний уровень - действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, производится оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Своевременное сенсорное воспитание - это главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении , эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека. Основ его полноценного развития.

Сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.
Приложение 2
Игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь»
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
«Узнай фигуру»
«Догадайся, что за предмет»
«Найди пару»
«Найди ящичек»
«Что в мешочке»
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Найти предмет указанной формы»
«Из каких фигур состоит машина?»
«Коврик»
«Найди предмет такой же формы»
«Какая фигура лишняя?»
Варианты:
- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
- составить конструкцию по памяти, по описанию;
- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
«Самая длинная, самая короткая»- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки»
«Матрешки»
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
«Разложи по размеру»
«Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше - ближе»
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?»
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок»
«Сложи радугу»
«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые)
«Какие цвета использованы?»
«Уточним цвет предмета»
Дидактические игры на различение запахов:

«Определи предмет по запаху»

«Вспомни, как они пахнут»

«Коробочки с запахами»


Игры на восприятие слуха:

“Тихо и громко”

“Угадай, что звучит”.

“Шагаем и танцуем”.

Высокий и низкий звук”.

“Звоночки”.

“Шумящие коробочки”.

“Что слышно”.


Приложение 3
«Что такое сенсорика?»
Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять , что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Готовит к реальной жизни;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Как известно игра - это ведущий вид деятельности в детском саду. Детство без игры и вне игры ненормально.

Итак какие же игры есть для развития сенсорики.


  1. для детей 2-3 лет:

  • «пирамидка»

  • «крышечки», «башенка»

  • «стучалочки»:

  • «подбери по цвету, форме»

Многие игры по сенсорному воспитанию воспитатели в детском саду делают своими руками:

- сенсорные мешочки (наполнители могут быть самыми разнообразными):

- скрепки :

- крышечки

- проведи пальчиками :
2.для детей 3-4 лет:


  • «шнурочки »

  • «вкладыши»

  • «разложи по цвету и по цифрам»

  1. для детей 4-5 лет:

  • всевозможный пазлы:

  • «мозаика»

  • «палочки Кьюзинеера»

  • «Блоки Дьенеша»

  • «Фигуры»

  • «Лего», «Магнитная мозаика»

  • «Игры с матрешками»
Все области жизни у малышей требуют активного, всеобъемлющего развития, не составляет исключение и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Воспитывайте, обучайте, развивайте своих детишек!

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов , расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Консультация для родителей

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Подготовили: воспитатели группы: ,

Сенсорное воспитание – это развитие у детей процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. На каждом этапе обучения формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом этапе – обогащение ребенка впечатлениями, при которых он мог бы следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором этапе – накопление представлений о цвете, форме, величине. Он должен уметь сопоставлять предметы способом прикладывания.

На третьем этапе – выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предмета.

На четвертом этапе – формирование устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи. Он должен вырабатывать представление о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На пятом этапе – знакомство с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур.

Для развития сенсорных способностей в первую очередь необходимо правильно подбирать игрушки и игры. Они дают не только обобщающую информацию о цвете. Форме, величине предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействий с окружающей средой. Хорошо подбирать игрушки, контрастные по одному из признаков и сходные по другим. Например: мячик и шарик различные по цвету и по фактуре: пластмассовые, резиновые, кожаные, пушистые и т. д. Такое разнообразие свойств не только привлекает внимание детей, но и подчеркивает различие и сходство признаков предметов, способствует развитию восприятия.

Красное и белое.

Когда и как нужно начинать ребенка учить различать цвета?

Нужно начинать учить ребенка различать цвета с 1.5-2 лет и даже раньше.

Приготовьте однородные предметы двух разных контрастных цветов: 5 желтых и 5 синих кубиков. Назовите малышу цвета и предложите вместе построить две башенки - синюю и желтую. Делайте это в такой последовательности:

1. Один-два раза покажите ребенку, как это нужно делать. Сопровождайте действия словами: это синий кубик, кладем его на синий. А это желтый: кладем его на желтый. Посмотри какие красивые башенки, синяя и желтая. Говорите четкими, простыми предложениями, уберите лишние предметы со стола, не создавайте путаницы.

2. Постройте башенки не до конца. Пусть малыш закончит их сам, доложив 1-2 кубика в каждую. Давайте ребенку по одному кубику, остальные уберите. Не нервничайте, если малыш поначалу будет ставить их куда попало, не соотносясь с цветом. Рано или поздно он непременно усвоит принцип.

3. Считайте этот этап завершенным, когда ребенок сможет без ошибок от начала до конца построить башенки сам. Затем вводите другие цвета, начиная с основных четырех: красного синего, желтого, зеленого

Спокойствие, только спокойствие!

Следующий этап - когда ребенок учиться по вашей просьбе приносить вам предмет соответствующего цвета. Если малыш не понимает пока слова: «Дай мне красный», то возьмите в руки красный кубик и скажите: «Дай мне такой же кубик». А само слово рано или поздно отложиться в его памяти, но не сразу. К двум годам ребенок должен ориентироваться в основных цветах, а в три года хорошо называть их.

Для продвинутых пользователей .

На следующем этапе малыш должен сортировать предметы разной формы и фактуры: в одну кучку - желтый зайчик и желтый кубик; в другую - красную машинку и красный платочек; и т. д.

Большой-маленький.

Детей младшего возраста необходимо учить обращать внимание на величину предметов, фиксировать внимание на их размере, раскладывать однородные предметы разной величины на две группы. Обучать пониманию и называнию слов «большой», «маленький». Эти задачи можно решить с помощью дидактических игр.


Найди нужное ведерко.

Перед ребенком два ведерка (большое и маленькое) и произвольно перемешанные большие и маленькие кубики. Взрослый поясняет ребенку, что ведерки разные: одно большое, другое маленькое. А эти игрушки (показывает большой квадрат) будем класть в большое ведерко, а маленькие кубики - в маленькое. Затем эти манипуляции должен провести ребенок, взрослый должен комментировать его действия.

Положи шарик в свой домик.

Выкрасить лотки из-под яиц в основные цвета спектра и таких же цветов пластмассовые шарики собрать в «чудесный мешочек». Взрослый достает из мешочка шарик и спрашивает ребенка какого он цвета (синий). Где домик такого же цвета? Положи туда же шарик.

Далее предлагает ребенку проделать то же действие самостоятельно. На первом этапе обучения детям предлагают только два цвета. По мере запоминания цветов игру проводят с 3-4 цветами. Эта игра учит детей обращать внимание на цвет предметов, группировать однородные предметы объекты по цвету.

Кубик на кубик.

Как заинтересовать малыша игрой с кубиками? Начинать надо с развития эмоционально-положительного отношения ко всему новому. «Увлекая малыша - увлекайтесь» сами!»-вот лозунг, подходящий для знакомства с кубиками. Заинтересовать малыша могут детские стихи, песенки, потешки, которые можно обыграть с помощью кубиков. Построить самолет, грибок для мышки, башенку для зайчика. Помните: ни один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным матери-алом. Кубики помогают ребенку:

Познакомиться с сенсорными признаками предметов: формой, величиной, цветом и научиться оперировать ими;

Познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза.



Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребенка окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Задача детского сада - обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в понимании сохранения и укрепления своего здоровья.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

В период первых 3-х лет начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволяет создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры - игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой - игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура. Успешность игры - в ее результативности, поэтому подготовка к игре - это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.

Ввиду того что большой интервал между играми нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Особого внимания требует вопрос о повторности проведения дидактических игр. Игры на повторение не должны быть полностью идентичным предыдущей дидактической игре. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей в играх.

Правила игры определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Дают возможность закреплять уже пройденный материал и познавать что-то новое.Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию могут рационализировать работу воспитателя, дать ему возможность проследить процесс сенсорного развития, позволить оценить эффективность применяемых средств сенсорного воспитания и в случае необходимости привлечь новые. Систематическое проведение дидактических игр позволяет более качественное и полноценное познание и восприятие детьми окружающей действительности.

Сенсорный опыт ребенка может быть реализован и через множество дидактических игр. Хочу представить вашему вниманию сенсорно-дидактические игры автором, которых являюсь я - «Сенсорная азбука для малышей», «Зимние забавы» (панно), «Азбука здоровья».

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я сделала сенсорную книгу «Сенсорная азбука для малышей». Для того чтобы создать маленький шедевр не нужно обладать особенными талантами в шитье, достаточно быть внимательным и наблюдательным. Ведь нужно сделать такую вещь, которая будет интересовать, и увлекать ребенка. Ну и, конечно же, я включила фантазию. В итоге книга представляет скрепленные в скоросшивателе листы (панели). Книга полезна и безопасна. Все детали очень прочно пришиты и закреплены.

Сенсорная азбукаизготовлена своими руками из ткани и подручных материалов . Сенсорная азбука это такая книга, «читателями» которой являются самые маленькие. Дети не читают, а трогают ее, листают, разглядывают и потихоньку начинают привыкать к новой форме информации - книге. Азбука состоит из семи страниц - панелей, которые соединены между собой при помощи петель в папке - регистраторе, что обеспечивает быстрое ее трансформирование в отдельные игровые панели.

Каждая страница - это сюжет, понятный ребенку: дома, деревья, солнце, тучи и др. Я постаралась использовать изображения предметов, которые ребенок видит часто в повседневной жизни. В книге 7 страниц, на них я аппликативно выполнила небольшие рисунки, дополненные различной фурнитурой. Каждая страница обтянута тканью и на ней пришиты различные сюжеты из различного материала, с определенным заданием и правилом игры.

Направленность: данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. В игре принимают участие от 1 до 7 детей, по количеству страниц в сенсорной азбуке. Игра дает возможность получения разнообразных ощущений, способствует развитию тактильной чувствительности, усвоению системы сенсорных эталонов, восприятия в целом. Работа с такой книгой развивает у ребенка также, пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, речь, формирует культуру общения и обращения с книгой.

Цель игры: Развивать интеллектуальные способности детей, формировать систему сенсорных эталонов, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать связную речь детей младшего дошкольного возраста.Сенсорная книга — эффективна в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, её назначение многофункционально:

  1. Позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.
  2. Нормализует мышечный тонус, развивает движение пальцев и кистей рук.
  3. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание.

Правила игры. Возможно вариативное использование игры в соответствии с развивающими задачами (накопление сенсорного опыта, развитие речи (словарь, звукоподражание, фразовая речь, развитие мелкой моторики).

Сенсорно-дидактическая игра «Зимние забавы» (панно).

Направленность: данная дидактическая игра предназначена для детей среднего дошкольного возраста. В игре принимают участие 3-4 игрока. Игра дает возможность получения разнообразных ощущений, способствуя развитию тактильной чувствительности и восприятия в целом (способствует развитию зрительного восприятия, внимания, воображения, развивает логику, способствует развитию зрительно-моторной координации, расширению словарного запаса, а так же развитию умения выражать свои ощущения в словах).

Можно придумывать игровые сюжеты для формирования:

Позитивного отношения к физической культуре и спорту;

Элементарных понятий о поведении, наносящем вред здоровью.

Панно состоит из трех смысловых частей. Первая часть - каток. Вторая часть - снежная горка. Съёмные фигурки к этим частям изображают детей, занимающихся зимними видами спорта. Третья часть - «поляна вредных привычек». Она серого цвета. К данной части панно предусмотрены силуэты фигурок с пагубными привычками.

Цель игры: формировать устойчивое позитивное отношение воспитанников к ведению здорового образа жизни, принятие спорта и физической культуры как альтернативы вредным привычкам.

Правила игр: возможно вариативное использование игры в соответствии с развивающими задачами (накопление сенсорного опыта, развитие речи (словарь, звукоподражание, фразовая речь, развитие мелкой моторики).

Игроки перемешивают фигурки детей, находящиеся в мешочке, и раздают играющим. Дети определяют вид спорта и располагают фигурку детей в соответствующем месте: на горке, на катке, на лыжне или на «поляне вредных привычек». Дети объясняют свой выбор. При необходимости отвечают на вопросы. Воспитатель может предложить им придумать историю о любом персонаже.

Я считаю, что такая игра является важнейшим средством формирования личности ребенка и раскрытия его познавательных возможностей.

«Азбука здоровья» изготовлена своими руками из ткани и подручных материалов для развития сенсорных способностей детей , для развития здоровьесберегающих аспектов.На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей является одной из главных задач всех дошкольных образовательных учреждений. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет.

Азбука состоит из четырех страниц - панелей, которые соединены между собой при помощи петель в папке - регистраторе, что обеспечивает быстрое ее трансформирование в отдельные игровые панели. На страницах я аппликативно выполнила небольшие рисунки, дополненные различной фурнитурой. Каждая страница обтянута тканью и на ней пришиты различные сюжеты из различного материала, с определенным заданием и правилом игры. Тема этой сенсорно-дидактической игры направлена на понимание детьми здорового образа жизни, соблюдения режима дня, правил личной гигиены, необходимости занятий физической культурой, здорового питания.

Направленность: данная дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В игре принимают участие от 1 до 4 детей, по количеству страниц в сенсорной азбуке. Игра дает возможность получения и закрепление знаний о здоровом образе жизни, формирования элементарных понятий о поведении, факторах, наносящим вред здоровью, разнообразных ощущений, способствует развитию тактильной чувствительности, усвоению системы сенсорных эталонов, восприятия в целом. Работа с такой книгой развивает у ребенка также, пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, речь, формирует культуру общения и обращения с книгой.

Цель игры: развивать интеллектуальные способности детей, накапливать опыт по сохранению и укреплению здоровья, формировать систему сенсорных эталонов, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста.

Сенсорная книга — эффективна в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, её назначение многофункционально:

1. Получения и закрепление знаний о здоровом образе жизни.

2. Позволяет проводить диагностику на определение уровня развития сенсорных функций: зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия.

3. Нормализует мышечный тонус, развивает движение пальцев и кистей рук.

4. Развивает общую, мелкую моторику, дыхание.

Правила игры: возможно вариативное использование игры в соответствии с развивающими задачами, накопление опыта о поддержании здорового образа жизни, сенсорного опыта, развитие речи (словарь, звукоподражание, фразовая речь, развитие мелкой моторики).

Многофункциональная книга — игрушка, которая используется как в свободной деятельности детей, так и в организованных формах работы.

Сенсорная книга развивает движения пальцев рук, мелкую моторику: пристегивание, шнуровка, прикрепление «липучек», застёгивание «молний». Развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому развитие, усовершенствование движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, «тормозит» такое развитие.

Предлагаемые сенсорные многофункциональные книги можно рекомендовать в работу с детьми дошкольного возраста не только воспитателям, но и логопедам, психологам, социальным педагогам и родителям.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития дошкольников.

Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь , неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие . Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию , усваивает все сенсорные эталоны . Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания .

Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников .

В своей работе решаю следующие задачи :

Продолжать знакомить с цветами спектра : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;

Знакомить детей с величиной и формой предметов

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей . Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

-игры головоломки ,

-игры шутки

-игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдёт» , «Незаконченные картинки» , «Живые числа» , «Подбери по цвету» , «Один - много» . В 2015 году на педагогических чтениях выступала воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок , который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » . Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведённые игры . Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.

Публикации по теме:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает.

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

«Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.