Экологическое воспитание дошкольников с учетом фгос литература. «современные подходы к экологическому образованию дошкольников с учетом реализации фгос доо
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях:
- на обучающих занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе.
Формы экологического воспитания
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т.д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями :
- консультации ;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС , нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.
Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1-2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно.
Игра
Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям.
В детском саду практикуются сюжетные игры, игры-практикумы, игры- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.
Проектная деятельность
Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.
Создание экологической среды
Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий.
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни» .
В. А. Сухомлинский.
Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании» - этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.
Этo любoвь к poдным мeстaм, гopдoсть зa свoй нapoд, oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.
Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников –чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Проблемы сегодняшнего времени:
- Сложная экологическая обстановка в мире
- ее тяжелые последствия
- экология родного края
- засоренность среды обитания
- чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы
- теряют плодородие почвы
- обедняются флора и фауна.
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний» . Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину» .
Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней - школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Цель экологического образования - на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.
Задачи:
- Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
- Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
- Осознание своего собственного «Я» как части природы;
- Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:
- экспериментирование
- наблюдение
- музыкальную деятельность
- изобразительную деятельность
- физическую деятельность
Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.
Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.
Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:
- экoлoгичeскиe экскypсии;
- ypoки дoбpoты;
- ypoки мышлeния;
- экoлoгичeскиe кружки;
- экoлoгическиe конкурсы;
- экoлогичeскиe ауцкионы, викторины, марафоны;
- экoлoгичeскиe сказки;
- клyб исслeдoвaтeлeй пpиpoды;
- лабopaтopия юнoгo экoлoгa;
- сoстaвлeниe экологических карт;
- экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;
- экoлoгичeские мyзeи;
- дни экoлoгичeскoгo творчества;
- экoлoгические пpaздники и фecтивaли;
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Личность каждого человека складывается не только из генетически обусловленного набора индивидуальных черт, но и из отношения индивида к окружающему миру, другим людям и, конечно же, к природе. Современные дети имеют очень специфичные представления о живом, чаще всего ограниченные информацией, предоставляемой интернетом и касающейся конкретных проявлений мира флоры и фауны. Но такое фрагментарное изучение вопроса, незаинтересованность в сохранении условий для жизни, ведёт к потребительскому отношению к природе в целом и лишению себя важного нравственно-эстетического компонента жизни в частности. Решать эту проблему нужно как можно раньше, на что и направлена концепция воспитания детей, в том числе и дошкольного возраста.
Актуальность вопроса
Экологическое воспитание детей - это забота о будущем планеты
Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошкольном детском развитии. Столь раннее формирование экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка
- создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе;
- идёт накопление ярких эмоций;
- непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Это интересно. Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.
Работа с малышами с 2,5 до 6 лет важна для формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной ответственности за состояние планеты.
Принципы, цели и задачи экологического воспитания
Лучший способ рассказать ребёнку о природе - это научить ей помогать
Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития малыша, а именно
- формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть занимается формированием нравственных ценностей;
- наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает интеллект;
- учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).
Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего мира, нужно
- формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях всего живого;
- приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем мире;
- воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать понимание важности заботы о ней.
Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на реализацию поставленных целей, то есть
- формировать и развивать любознательность малышей;
- развивать креативность;
- давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп, причины и следствия того или иного явления), а также о взаимоотношениях между ними;
- воспитывать уважение к общему дому - планете Земля - и с пиететом относиться к народам её заселяющим.
Нормативные документы
ФГОС регулирует направления эковоспитания детей на разных этапах образовательной лестницы
Работа с детьми, как известно, регулируется правовым полем. Что касается экологического воспитания, то аспекты работы с этим компонентом регулируются
- Законом Российской Федерации “Об образовании”;
- Федеральным законом РФ “Об охране окружающей среды”;
- ФГОС ДО.
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, начиная с 1 января 2014 года, компонент экологического воспитания подвергся некоторой переработке, в частности, вместо 10 стратегий образования было оставлено 5:
- социально‑коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие;
- художественно‑эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Знакомство с окружающим миром в дошкольном учреждении теперь регламентируется стратегией «Познавательное развитие» (раньше она называлась «Познание»). А вся работа приобрела интеллектуальный и познавательно-творческий характер вместо исследовательского и продуктивно-деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и экологической составляющей. Он заключается в том, что траектория обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша. Так, если ребёнок любит наблюдать за птицами, кормить их и строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то пойдёт дождь, а если куры гуляют в ненастье, то плохая погода скоро сменится солнечной. Таким образом, усвоение материала идёт легче и быстрее.
Программа ФГОС по эковоспитанию дошкольников
Большое внимание программой ФГОС уделяется практической деятельности
Программой Федерального Государственного Образовательного Стандарта предусмотрен системный подход к воспитанию экологической культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ . Например, к аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется конкурс чтецов в средней, а в старшей - иллюстрирование книги о природе. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с
- сезонными изменениями в живой и неживой природе:
- переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;
- воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной.
Программа включает теоретическое и практическое осмысление темы, поэтому работа над каждым блоком ведётся по 6 направлениям:
- программный компонент (иначе говоря, собственно тема);
- региональная составляющая (аспект темы, имеющий территориальное значение, например, охрана местного леса или реки);
- вариативный компонент дошкольного учреждения (реализация общей концепции детского сада через конкретную тему, что особенно важно для специализированных заведений, для других же эта составляющая совпадает с программным компонентом);
- предварительная работа (дидактические игры, чтение по теме, наблюдение за явлениями природы, моделирование смены времён года с помощью лото, картинок или аппликаций);
- практическая деятельность (опыты, например, как быстро замерзает вода при минусовой температуре);
- сопутствующие формы работы (сбор мусора, творческие задания в виде рисунков, составления ребусов и т.д).
Примерная программа экологического образования дошкольников в средней группе
Тема
занятия |
Примерная
программа |
Региональный
компонент |
Вариативный компонент
дошкольного учреждения |
Предварительная
работа |
Наблюдения, опыты |
Сопутствующие формы
работы |
||||||||||
Тема 1. «Неживая природа осенью» | ||||||||||||||||
«Я и природа» | Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных | Показать уникальность природы Сибири, её хрупкость и, в то же время, суровость |
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек - часть природы) | Дидактическая игра «Природа- не природа», «Угадай, что в мешочке» |
Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа» | Сбор мусора на экологической тропе | ||||||||||
«Наш дом природа» | Воспитывать бережное отношение к окружающей природе | Продемонстрировать радость общения с природой своей местности | Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого | Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой» | Сравнить: «Дом - жилище человека» и «Дом - природа» | Аппликация «Я и природа» | ||||||||||
Экскурсия в лес в период золотой осени | Сезонные изменения в лесу | Красота окружающей природы. Правила поведения в лесу | Лес - это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природы | Поход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу» | Рассматривание «Лесные находки» | Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» | ||||||||||
Осенние явления в неживой природе | Сезонные изменения: день укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе | Особенности явлений природы Сибири. Календарь природы | Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями | Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает» | Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы Осени» | «Поэтические странички», «Осень»- конкурс чтецов. | ||||||||||
«Солнце - большая звезда» | Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системы | Составление макета «Солнечная система» | ||||||||||||||
«Почему бывают разные времена года» | Солнце - как источник света и тепла. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека | Игра «День и ночь» | Моделирование «Смена времён года» | |||||||||||||
«Знакомим детей с почвой» | Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы | Опыт: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы | Сезонные наблюдения за опавшими листьями | Акция «Поможем земле приготовиться к зиме» | ||||||||||||
Тема 2. «Растительный мир осенью» | ||||||||||||||||
Экскурсия на луг. «Луг-экосистема» | Распознавать шесть растений луга. Закрепить правила поведения в природе | Показать красоту луга. Редкие, лекарственные, ядовитые растения | Луг как экосистема. Связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений | Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растения» | Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды) | Рисование «Луг осенью» | ||||||||||
«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка) | Распознавать и называть по листьям и плодам 5–6 деревьев, 3–4 кустарника, 4–5 садовых цветущих растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизни | Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы | Восприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение. Назначение всех органов. Влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки | Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни» | Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесёнными в группу | Аппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев) | ||||||||||
Цветущие растения | Закрепить названия 4–5 цветущих растений | Разнообразие видов растений в природе. Части растений и их функции. Развитие растений. Эстетическое отношение к растениям | Посев семян, уход за растениями | Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений | Сбор семян | |||||||||||
Тема 3. «Животный мир осенью» | ||||||||||||||||
«Поможем дождевому червю найти свой дом» | Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы (на примере дождевых червей), их роль в формировании почвы | Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей | Наблюдение за дождевыми червями после дождя | |||||||||||||
«Беседа о кроте» | Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведении крота, о его приспособленности к подземному образу жизни | Чтение книг «Слепые землекопы», В. Танасийчука, «Экология в картинках» | Поиск кротовин | Рисование иллюстраций к книге «Слепые землекопы» | ||||||||||||
Сравнение диких и домашних животных | Расширять и углублять представление детей о диких и домашних животных | Расширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни. | Условия жизни для домашних животных создаёт человек (польза, уход). Дикие животные заботятся о себе сами | Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова | Поиск мест зимовки животных, насекомых | Сбор корма для животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным» | ||||||||||
Сравнение рыб и лягушек | Закреплять представление о приспособлении диких животных в природных условиях (маскировка лягушки) | Формировать обобщённое представление: рыбы -водные обитатели, лягушки - обитатели воды и суши. Приспособление к жизни в воде | Игра - соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой?» | Цикл наблюдений за аквариумными рыбками | Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных | |||||||||||
«У воды, на воде, и в воде» | Сезонные изменения в природе | Бережное отношение к природе родного края | Водоём как среда обитания животных и растений. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания | Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоёма | Наблюдение за обитателями водоёма | |||||||||||
Экскурсия к реке | Сезонные изменения в природе | Правила поведения в природе. Красота окружающей природы | Учить наблюдать и сравнивать сезонные изменения в природе (лето - осень) | Домашнее задание: загрязнение водоёмов и влияние этого фактора на жизнь растений, животных, человека | Наблюдение реки в разные сезоны | Природо –охранная акция «Мы хотим жить в чистом селе» | ||||||||||
Беседа о перелётных птицах | Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелётных птицах. Отлёт птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоёмов | Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы | Приспособление птиц к наземно - воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам | Изготовление кормушек, заготовка кормов | Наблюдение за поведением птиц | Акция «Помогите птицам выжить» | ||||||||||
Тема 4. «Человек и природа» | ||||||||||||||||
«Овощи и фрукты на нашем столе» | Знакомить детей с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах | Учить принимать посильное участие в труде взрослых; осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне | Приготовление салата из овощей | Наблюдение за ростом и развитием овощных культур | Сбор урожая | |||||||||||
«Хлеб всему голова» | Расширение представлений о культурных растениях поля (злаках) | В Сибири выращивают пшеницу | Понятие «Культурные растения». Уважение к труду хлеборобов, хлебу. Влияние света, тепла, влаги на рост растений | Рассматривание разных колосьев, их сравнение | Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков | |||||||||||
«Планета Земля в опасности» | Роль человека в природоохранной работе | Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучить её, бережно с ней обращаться | Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный полюс и Южный | Осматривание территории детского сада, сбор мусора | Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение»деревьев, кустов | |||||||||||
«Через добрые дела можно стать юным экологом» | Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе | Показать, что юный эколог - это ребёнок, который любит природу, заботится о живых существах, создаёт для них хорошие условия жизни | Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки | Наблюдение состояния деревьев, кустов участка | Модель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел» | |||||||||||
«Беседы об осени» | Обобщать и систематизировать знания детей об осени | Календарь природы | Установление связи между ёродолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений и приспособление их к зиме | Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры | Наблюдения за сезонными изменениями в природе | Осенний праздник | ||||||||||
Тема 5 «Экосистема - лес» | ||||||||||||||||
«Лес многоэтажный дом» | Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом. «Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям | Домашнее задание: лес и его обитатели. Дидактическая игра «У каждого свой дом» | Экскурсия в лес. | |||||||||||||
«Цепочки в лесу» | Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от друга | Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса | Составление схем «Цепочки питания» | |||||||||||||
«Кто главный в лесу?» | Распознавать 5–6 деревьев, 3–4 кустарника | Главное звено в лесу- растения. Последствия уничтожения деревьев. Взаимосвязи живых организмов друг с другом. Бережное отношение к лесу | Игра «Что растёт в лесу?», «Кто в лесу живёт?», «Сведение лесов» | Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов» | ||||||||||||
Тема 6. «Неживая природа зимой» | ||||||||||||||||
«Круговорот воды в природе». «Эта волшебница - вода» | Переход воды в твёрдое состояние и обратно при резком изменении температуры | Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты | Состояние воды в природе (жидкое, твёрдое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, пара | Замораживание цветных льдинок | Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств. Наблюдение за снегом, изморозью | «О воде живой и мёртвой». Выпуск листовок «Берегите воду» | ||||||||||
«Вода и её загрязнение» | Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам | Использование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровье | Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» | Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода» | Экологическая тревога «Грязная вода - для всех беда» | |||||||||||
Беседа о воздухе | Систематизировать знания о свойствах воздуха. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов | Игры с вертушками, надувными игрушками | Опыты по выявлению свойств воздуха | |||||||||||||
«Как рождается ветер» | Дать представление о движении воздуха (ветре) | Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури | Определение направления и силы ветра | Опыт со свечами «Как рождается ветер» | ||||||||||||
Знакомство с термометром | Установление связи: похолодание ведёт к изменениям в растительном и животном мире | Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха | Зарисовка признаков зимы | Опыты: измерение термометром температуры воды, снега, воздуха | Стенд «окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки». «Проверь народную мудрость» | |||||||||||
Беседа о зимних явлениях в неживой природе | Зимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоёмы льдом | Зимние явления природы Сибири(зима долгая, суровая, снежная, морозная и т.д. | Ночь длинная, день короткий; солнце на небе высоко не поднимается, даёт мало тепла; холодно, мороз, небо часто серое, облачное; идёт снег, иногда бывает вьюга, метель | Наблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца | ||||||||||||
Поход в лес «Зимнее царство» | Сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе | Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу | Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Бережное отношение к окружающему миру | Дидактическая игра «Чей след?» | Рисование «Зимнее царство» | |||||||||||
Тема 7. «Растения зимой» | ||||||||||||||||
«Как растения приспособились зимовать» | Деревья и кустарники без листьев | Трудности в существовании живых существ Сибири | Разнообразие видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признаки | Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек | Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой» | |||||||||||
Комнатное растение - живой организм | Понятие «комнатное растение». Узнавать и называть 5–6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей | Растение - живой организм. Части растений, их функции. Влияние тепла, света, воды на жизнь растений. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями | Уход за комнатными растениями | Цикл наблюдений за комнатными растениями | Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение» | |||||||||||
Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения | Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях | Дифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете. Формировать навыки ухода в соответствии с их потребностями | Уход за растениями уголка природы | Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений | Определить правильность ухода за растениями дома | |||||||||||
Тема 8. «Животный мир зимой» | ||||||||||||||||
«Как звери проводят зиму в лесу?» | Сочувствие к животным. Трудные условия жизни в Сибири | Значение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания | Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин | Наблюдение за сезонными изменениями в природе | ||||||||||||
«Животные холодных стран» | Особенности погодных условий. Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизни | Чтение художественной литературы о суровом климате Арктике, о жизни в холодном климате | Изготовление модели «Животные холодных стран» | |||||||||||||
«Почему белые медведи не живут в лесу?» | Приспособление животных к жизни в природных условиях | Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены | Чтение книги «Экология в картинках» | Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги | ||||||||||||
«Беседа о зимующих птицах» | Распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц | Птицы ближайшей округи | Приспособление к наземно - воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птиц | Дидактическая игра по классификации | Цикл наблюдений за зимующими птицами | Аппликация «Птицы на кормушке» | ||||||||||
Тема 9. «Природа и человек» | ||||||||||||||||
«Зимовка диких и домашних животных» | Сезонные изменения в жизни животных | Уточнить признаки диких и домашних животных, их сходства и различия. Роль человека в жизни домашних животных | Домашнее задание: подобрать литературу о зимовке диких и домашних животных | Экскурсия по экологической тропе | ||||||||||||
Комплексное занятие «Пройдёт зима холодная…» | Обобщение знаний о зиме | Календарь наблюдений за природой | Зависимость всего живого от условий окружающей среды. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы | Выставка «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме | Зимний праздник | |||||||||||
«Красная книга» | Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природе | Редкие растения и животные | Факты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человеком | Изготовление «Красной книги» | ||||||||||||
«Мой край родной» | Бережное отношение к природе | Природа нашего села | Как жить в дружбе с природой. Охрана редких животных и растений | Изготовление «Красной книги» | Экскурсия в лес | Рисование (коллективная работа) «Природа нашего села» | ||||||||||
Тема 10. «Неживая природа весной» | ||||||||||||||||
«Как солнце жизнь даёт земле» | Роль солнца - источника света и тепла - в жизни живых существ | Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы» | Цикл наблюдений за солнцем | Праздник «Масленица» | ||||||||||||
«Весенние явления в неживой природе» | Увеличивается день, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Взаимосвязь живой природой | Потепление, половодье, оттаивание почвы | Увеличение дня и укорачивание ночи. Солнце больше даёт света и тепла. Условия для жизни становятся все лучше, поэтому все оживает | Сравнение признаков зимы и весны | Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных» | Субботник «Весну встречаем чистотой» | ||||||||||
«Камни, песок, глина» | Песок: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Глина: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок и глину. Отличительные признаки камней их разнообразие | Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней | ||||||||||||||
Экскурсия в лес | Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни | Периоды наступления весны | Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе | Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам | Цикл наблюдений «Пробуждение природы» | Работа с родителями «Окно в природу», «А знаете ли вы?» (народная мудрость) | ||||||||||
Тема 11. «Растения весной» | ||||||||||||||||
«Растения весной» | Набухают почки, появляются листья и цветы | Растительный мир леса: зацветают деревья (ольха, затем осина, ива, тополь, берёза, черёмуха), распускание листьев (зеленеет лиственница, за ней осина, берёза, ива) | Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Эстетическое отношение к растениям | Сравнение: дерево - куст, куст - трава | Наблюдения за состоянием растений в разные времена года | |||||||||||
«Берегите первоцветы» | Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкам | Редкие, исчезающие растения Сибири. Способы их сохранения | Роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Все растения - живые. Особенности строения всех органов | Дидактическая игра о цветах | Цикл наблюдений за первоцветами | Выпуск листовок «Берегите первоцветы» | ||||||||||
«Зелёная служба Айболита: весенний уход за комнатными растениями» | Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды | Определение хорошего или болезненного состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. Светолюбивые- тенелюбивые, засухоустойчивые - влаголюбивые |
«Огород на окне». Уход за растениями уголка природы | Опыты с семенами | Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями | |||||||||||
Размножение растений | Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений(черенками, усами, листьями) | Размножение побегами (герань, фуксия, бегония), черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум) | Стадии роста и развития растений. Влияние света, тепла, влаги на жизнь растений. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста | Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду | Наблюдение за ростом и развитием пересаженных растений | |||||||||||
Тема 12. «Животный мир весной» | ||||||||||||||||
«Особенности жизни зверей весной» | Особенности жизни зверей весной. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных | Размножение животных на примере 1–2 видов, обитающих на территории Сибири | Размножение животных на примере 1 – 2 видов | Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных) | Наблюдения за птицами в период выведения птенцов | |||||||||||
«О животных, которых не любят» | Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Понимание необходимости существования всех видов без исключения | Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий | Изготовление модели аквариума | |||||||||||||
«Встречаем птиц» | Совершенствовать знания о перелётных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) | Первый прилёт скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц - уток, гусей, чаек | Формирование обобщённого представления о птицах, как животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Помощь животным, обитающим рядом с нами | Классифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные | Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением | |||||||||||
«Когда животных в природе становится мало или много». | Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества | «Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» дидактическая игра «Невидимые нити» | ||||||||||||||
Экскурсия на водоём | Приспособление диких животных к жизни в природных условиях | Соблюдать правила поведения на природе | Водоём - это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у воды | Формирование представлений об отдельных видах растений и животных водоёма (рисование их, показ картинок, чтение рассказов) | Наблюдение за животными и растениями аквариума | |||||||||||
«Море бывает в беде» | Приспособление диких животных к жизни в природных условиях | Представление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природу | Чтение книги «Экология в картинках», «Нефть в море, «Отчего погибли киты». Дидактическая игра «Кто в море живет?» | Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка» | Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам | |||||||||||
Тема 13. «Природа и человек» | ||||||||||||||||
«Земля - живая планета» | Жизнь на земле, общие условия для растений, животных и людей. Чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь | Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?» | Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни | Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу» | ||||||||||||
«Мы в ответе за тех, кого приручили» | Познакомить с животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать | Обобщение представлений о том что, что животные, растения - живые существа и нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природным | Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными | Цикл наблюдений за животными | Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма | |||||||||||
«Мы - туристы» (экскурсия) | Закреплять умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор | Экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе | Изготовление знаков «Берегите природу» | Операция «Осторожно, муравейник!» | ||||||||||||
«Этот удивительный мир насекомых» (экскурсия) | Сезонные изменения в жизни насекомых | Сроки пробуждения насекомых: комары, жуки (майский), бабочки (лимонница, крапивница), муравьи | Многообразие насекомых. Значение внешних особенностей в жизни животных. Насекомые в разных средах обитания. Положительные и отрицательные взаимосвязи в экосистемах | Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе» | Цикл наблюдений за развитием насекомых | Викторина «О насекомых». «Таинственные превращения» (игра) |
||||||||||
Экскурсия на луг | Распознавать четыре травянистых растения луга. Светолюбивые растения | Изучение местных растений | Типичные представители. Связь между условиями и потребностями растений и животных. Охрана редких видов животных и растений. Природа как среда обитания – «дом человека» | Цикл наблюдений за насекомыми | Консультация «Почему дети обижают насекомых?» | |||||||||||
Беседа о весне | Сезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, поле | Ведение календаря природы на местном уровне | Последовательность весенних изменений в природе, зависимость от изменений погоды | Чтение художественной литературы о весне | Циклы наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных | Труд на детском участке | ||||||||||
Экологические проекты для дошкольников
Экологические проекты для дошкольников - это обычно долгосрочные работы, например, высаживание и уход за фруктовыми деревьями
Одной из самых актуальных последние годы форм работы с детьми считается проект. Этот вид деятельности позволяет объединить компоненты предварительной работы, практической деятельности и сопутствующих форм рассмотрения темы. Тематика проектных заданий выбирается исходя из индивидуального подхода к обучению, но также и с учётом возраста малыша.
Младшая группа
Малыши с удовольствием наблюдают за тем, как прорастают семена в поделках, так называемых, «эколюдиках»
Вся работа детей в этой возрастной категории ведётся совместно с родителями.
- «Чудо-огород». Цели: формирование интереса к исследовательской деятельности, получение знаний об условиях, необходимых для выращивания растений, знакомство с многообразием семян, развитие сенсорики, воспитание чувства гордости за результаты своего труда, а также уважения к результатам труда других людей. Суть проекта сводится к тому, что в Красном уголке детского сада нужно создать мини-огород, для этого каждый ребёнок получает задание прорастить семена определённой сельскохозяйственной культуры. Проект долгосрочный.
- Оформление уголка «Мир природы». Цели: формирование осознанных представлений о природе, развитие навыков наблюдения за окружающим миром, создание условий для формирования умения предвидеть результаты некоторых своих действий. Суть проекта в том, что дети создают поделки из природного материала, доступного в разное время года.
Средняя группа
Один из проектов в средней группе заключается в наблюдении и сравнении пророщенных семян
- «Здравствуй, дерево». Основная цель этого проекта - познакомиться с деревьями родного края. А также формировать представления о жизни деревьев, развивать наблюдательность, фантазию, речь, воспитывать уважение к природе родного края. Суть проекта в том, что дети совместно с родителями выбирают дерево, за которым наблюдают 12 месяцев, описывая изменения с ним происходящие. Эти наблюдения представляются в виде рисунков, заучивания стихотворений, поделок из природного материала.
- «Секреты воды». Цели: формировать представления детей о важности воды в жизни, показать свойства воды в разных её состояниях, а также её свойства при этих переходах (изменения вкуса, цвета, запаха). Суть проекта: подборка загадок, стихотворений о воде, создание стенгазеты, проведение экспериментов по замораживанию, нагреванию воды, а также смешиванию с другими веществами (пищевыми красителями, сахаром, солью).
Старшая группа
В старшей группе проекты нацелены на наглядное представление правил бережного обращения с природой
- «Чудо-семена». Цели: познакомиться с семенами овощей, особенностями их высаживания, проследить процесс проращивания семян, развивать умение сравнивать, делать выводы, применять теорию на практике, развивать речь, прививать уважение к труду, а также ответственное отношение к делу. Суть проекта сводится к тому, что дети в период с апреля по май занимаются проращиванием семян овощных культур, сравнивая их, изучая особенности ухода за конкретными растениями.
- «Чистый мир». Цели: формировать у детей экологические знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде, умение творчески перерабатывать бросовый материал, развивать представления о природе родного края. Суть проекта заключается в том, что дети регулярно проводят уборку территории, составляя фотоотчёт о проделанной работе, а также выполняя поделки из бросового материала, то есть из безопасного для жизни и здоровья мусора.
Дидактические игры
Дидактические игры по экологии направлены не только на интеллектуальное развитие, но и на физическое
Практически все проекты экологической тематики являются долгосрочными, и, принимая во внимание возраст детей, нельзя не остановиться на одной из самых любимых форм взаимодействия малышей и взрослых - игре. Такая форма работы позволяет закрепить знания по экологии или же преподнести их в доступной и занимательной форме.
Для младшей группы
- «Человечки настроения»
Цель: развивать умение сопоставлять эмоции и причины их появления, развитие чувства эмпатии, положительного отношения к окружающему миру.
Материал: карточки-модели «Человечки настроения» с изображением двух основных эмоций (радость, грусть). Ход. Педагог предлагает детям рассмотреть растения уголка природы и определить, как они себя чувствуют, подобрать «человечков настроения».
Вопросы к детям: «Как себя чувствует сухое растение? Как себя чувствует политое растение?» (Дети сопровождают ответы демонстрацией карточек.)
- «Цветок» (сопровождается плавной музыкой)
Цель: снятие мышечного, психоэмоционального напряжения, формирование способности выражать чувства и эмоции.
Ход. Педагог предлагает детям «превратиться» в семечко - теплый солнечный луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток.
- «Изобрази животное»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Темы: «Злая собака», «Весёлый щенок», «Грустный зайчик», «Весёлый зайчик», «Хитрая лисичка», «Озорной котенок», «Испуганный птенец», «Косолапый мишка», «Трусливый зайчишка», «Смелый заяц», «Грустная кошка», «Весёлый котёнок».
Для средней группы
- «Дождик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снижение агрессии, ослабление негативных эмоций. Материал: листы бумаги, ножницы.
Ход. Педагог предлагает детям мелко нарезать бумагу - сделать «дождинки-капельки» (в течение 3 мин). По окончании работы дети по очереди подбрасывают вверх «капельки», осыпая друг друга. Затем обсуждается, какие чувства дети испытывают, когда попадают под теплый (холодный) дождик, под ливень, моросящий дождь и т.п. (Аналогично может выполняться игра-тренинг «Снег».)
- «Прогулка по ручью»
Цель: стимулирование активности, развитие сплочённости, снятие мышечного напряжения.
Ход. На полу мелом рисуется извилистый ручеёк, то широкий, то узкий. Дети-туристы выстраиваются друг за другом и кладут руки на плечи друг другу. Туристы все вместе медленно передвигаются вдоль берега ручейка.
- «Беседы с деревьями»
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.
Ход игры. Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам «расскажет». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своём» дереве.
Можно провести «Беседу с цветами» с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.
Для старшей группы
- «Радости и огорчения»
Цель: формировать собственное отношение к природе.
Материал: старичок-лесовичок кукла; фишки яркие - жёлтого, зелёного, красного цвета; тёмные - серого, коричневого цвета.
Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег озера и т.д.
Ход игры. 1 вариант. Игра проводится по типу «закончи предложение». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:
Самое красивое место в парке \ сквере \…
Мне было радостно, когда …
Я очень огорчился \ ась \, когда …
Мне стало грустно, когда … и т.п.
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и тёмную - за продолжение двух последних. После игры проводится итог - каких фишек оказалось больше: если тёмных \ например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
2вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ ». Старичок-лесовичок задаёт детям вопросы. Например:
Что тебя порадовало во время прогулки?
Что тебя огорчило?
За каждый ответ дети получают фишку определённого цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).
- «Путешествие»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
Ход игры. В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображении на картинке.
1 остановка - «Дед Мазай и зайцы»
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: «Вижу один островок небольшой - Зайцы на нём собрались гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!» Воспитатель задаёт детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?
Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.
2 остановка - «Кошка »
На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для неё еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад… Что можно сказать о Саше?
3 остановка - «Цветы»
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома всё равно скоро завянут, и их придётся выбросить».
Что можно сказать о Лене?
- «Что такое хорошо, а что такое плохо »
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении. Материал: сюжетные картинки \ дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки \. Карточки тёмного и яркого цвета - на каждого ребёнка.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.
Полезная литература
Праивльное экологическое воспитание - это важный аспект развития цельной личности
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.
- Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»
- Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста
- Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания дошкольников. Задача методистов и воспитателей, учитывая индивидуальность каждого карапуза, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.
Поделитесь с друзьями!Похожие записи.
Наташа Шилина
Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы воспитателя)
«Экологическое воспитание младших дошкольников
в условиях реализации ФГОС ДО »
из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы
МБОУ Сещинской СОШ Шилиной Н. Н.
«Экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».
Г. А. Ягодин
Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.
Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической .
Одна из основных задач ФГОС ДО - формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Главная цель экологического воспитания это создание условий для формирования основ экологической культуры младших дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Основными задачами, которые я ставлю перед собой – это :
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
2. Формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений.
3. Развивать эстетическое восприятие природных явлений .
4. Учить определять состояние погоды.
5. Формировать представления о сезонных изменениях в поведении животных и птиц.
6. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому.
7. Воспитывать любовь к природе , интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру
Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которой я учитываю требования ФГОС ДО .
В группе создан уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ним, ухаживать и заботиться. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Для организации и проведения опытов и экспериментов в группе была создана лаборатория неживой природы. В ней находится природный и бросовый материал, необходимый для проведения опытно - экспериментальной деятельности. В нашей лаборатории мы проводим различные опыты с водой , воздухом, песком, бумагой. В процессе экспериментирования малыши получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователями. Простые опыты с песком , водой, воздухом вызывают огромный восторг и желание понять почему так происходит. Дети каждый раз с удовольствием отправляются в лабораторию за новыми знаниями. Здесь они расширяют кругозор, развивают познавательную активность и самостоятельность.
Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания . Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Так как детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, принципом моей работы способствующим развитию познавательного интереса детей, является китайская народная мудрость : «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму».
Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить малышей с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, я создала картотеку физкультминуток и пальчиковой гимнастики, подвижных игр, которую широко применяю в работе . Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.
Художественно – эстетическое развитие и продуктивная деятельность в экологическом воспитании формируют навык работы с природным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы , творческие способности, воображение. Все свои знания, наблюдения дети учатся отражать в продуктивной деятельности : в рисовании, лепке, аппликации. В процессе рассматривания иллюстраций в книгах, заучивание стихотворений, рассматривание картин на экологическую тему у детей развивается речь, эстетическое восприятие природных явлений . Также оформлена картотека наблюдений, дидактических игр, картотека по проведению опытов и экспериментов .
Огромную радость детям доставляют праздники и развлечения, которые мы проводим в нашем детском саду. Они охотно принимают участие в их проведении.
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО , подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания , поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы проводим экологические акции , праздники, экскурсии на природу, организовываем конкурсы. Один из таких конкурсов прошел осенью под названием “ Осень золотая в гости к нам пришла”, зимой -“Символ года. Обезьяна. ”
В работе я использую метод проектной деятельности. В данном направлении мной разработаны и реализованы проекты . “Времена года”, “Садик для Дюймовочки”, “Красная книга нашей группы”, “Лаборатория неживой природы”.
Проектный метод помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов и родителей. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Моя работа по экологическому воспитанию детей даёт положительные результаты : дети проявляют интерес к ярким явлениям природы; развивается творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; начинают бережней относиться к природе, овладевают основными нормами поведения в природе; ухаживают за растениями с любовью относятся к птицам и животным.
Также результатом моей работы являются созданные мной : методическая копилка, развивающая предметно – пространственная среда, картотеки (наблюдений в природе, подвижных игр, пальчиковых гимнастик, физкультминуток, игровые и дидактические материалы.
Задача воспитателей и родителей _ подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35 комбинированного вида»
Составитель:
Окунева Т. М.,
воспитатель
Полысаево 2015
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»
Е. В. Павленко.
На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.
Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:
Углубить и расширить экологические знания;
Привить начальные экологические навыки и умения - поведенческие, познавательные;
Развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности;
Сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.
Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: на занятиях и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях, закрепляли в повседневной жизни.
Начиная с 2-3 лет, обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. И возвращались по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.
Во второй младшей группе работу продолжили. Ребят привлекали к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, рыхлили, протирали листья, мыли поддоны и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.
В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.
На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К массовым формам отнесли работу детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, природоохранные праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.
К групповым формам отнесли кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.
Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.
Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.
Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.
Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно - ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».
Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие - домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.
Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.
Играли интеллектуальные игры - «КВН», « Что? Где? Когда?», «Брейн - ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.
Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовление поделок, на подоконниках высадили мини -огород.
Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.
Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы - все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка - период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Экологическую информацию взрослые получали:
На родительских собраниях;
В процессе посещения территории детского сада;
Из консультаций для родителей;
В совместной деятельности с детьми.
Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:
1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;
2.Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
3.Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;
4. Конкурс семейных талантов: «Чудо - овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Литература
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. - М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. - М., 2009. - С. 57.