Роль родителей в развитии ребенка. Роль физкультуры в жизни человека. Роль физкультуры в физическом развитии ребенка

Спорт дает больше эффекта, когда ребенок им занимается с радостью и желанием. Если у ребенка ритм жизни активный и спортивный, то он долго проживет долгую, счастливую и здоровую жизнь.

Роль спорта в жизни ребенка.

Красильникова

Людмила Николаевна

Тренер-препадователь

по плаванию.

Многие родители задаются вопросом, какую роль играет спорт в жизни детей и его польза, и какие в нем положительные стороны. В любом случае если родители задумываются об этом, то их дети будут заниматься спортом и добьются в жизни многого. Но в связи с некоторыми неправильными советами, не все родители стремятся сделать своих детей счастливыми, умными и сильными.

Специалисты проводили много экспериментов, и было доказано, что спорт даже для больных людей, не несет в себе никакого вреда. Для того что бы родители конкретнее в этом убедились психологи подготовили много доказательств этому, и советы о занятия тем или иным спортом. Применяйте советы на практике и ваш ребенок, и вы добьетесь многого в жизни.

Интересы ребенка и спорт

Чтобы спорт в жизни детей приносил как можно больше пользы, им в первую очередь нужно заниматься. Но для некоторых детей это не так уже и просто. Родители в этом могут, несомненно, помочь ребенку. Для этого достаточно узнать, какие есть интересы у ребенка, чем он увлекается,что любит и какие у него мечты. Для этого можно либо спросить напрямую у ребенка, если он сам понимает, или же самим проследить в течение недели за ребенком. Запишите все, что заметите в тетрадь, и в конце недели, постарайтесь выбрать несколько направлений спорта и связать их с интересами ребенка. Это поможет, ни без каких усилий завлечь ребенка к такому спорту, которым он сам будет рад заниматься.

Спорт улучшает здоровье на 100%

Доказано докторами и учеными, что спорт в жизни детей, играет значительную роль. Самая важная польза в занятии спортом, это улучшение здоровья. Спорт помогает предотвратить некоторые заболевания, но и излечить те болезни, в которых медицина пока бессильна. Конечно, отрекаться от медицины не нужно, так как все виды исцеления важны. Нужно просто осознать, что детское здоровье в большей мере зависит именно от занятий спортом. Но спорт дает больше эффекта, когда ребенок им занимается с радостью и желанием. Если у ребенка ритм жизни активный и спортивный, то он долго проживет долгую, счастливую и здоровую жизнь. Конечно, спортом нужно заниматься после консультаций доктора, который поможет назначить те нагрузки, которые допустимы для детского организма. Но доказано, что для больных детей простая утренняя зарядка не помещает.

Спорт развивает характер.

Спорт в жизни ребенка может не только развить характер. Но и изменить его в лучшую сторону. Но любой сильный характер. требует регулярных и постоянных занятий, которые приводят к конкретным результатам.

Спорт развивает силу воли.

Если у ребенка слабый характер, это еще ничего не значит, так как есть сила воли которую нужно воспитывать. Сила воли разрушает абсолютно все вредные привычки и делает из ребенка личность, которая добьется всего, чего захочет.

Обучение ребенка.

Так же психологи не останавливались на экспериментах и пытались собрать еще больше доказательств эффективности от занятий спортом. Брали два разных класса, в которых действовала одна и та же программа. Выполняли одинаковые задачи.Оба класса по успеваемости практически не отличались. Но когда одному классу дали задания регулярно в течении недели делать хотя бы 10 минутную зарядку, то данный класс значительно поднял свой уровень успеваемости. чем тот, который ничем подобным не занимался. Так же доказано и на дошкольных детях. Ребенок быстрей обучается, когда делает простые физические упражнения, или просто ведет активную жизнь, не сидя на месте. Это все связанно с тем, что человеческий мозг после занятий спортом, как после здорового сна, становится бодр. Но не забывайте, что обучение детей также должно присутствовать, так как спорт не поможет вам чему-то обучиться, например, по школьной программе. Нужно заниматься учебой, но для отдыха использовать спорт или активный образ жизни.

Каждый родитель мечтает о том, что бы его дети выросли здоровыми и счастливыми. Но если ребенок видит родителей лишь за столом и на диване у телевизора, то более всего он точно так же будет отдыхать, и вести себя в зрелом возрасте. Радость от движения, удовольствие от занятий спортом, можно и нужно получать с самого детства, и желательно вместе с первыми авторитетами в жизни детей - с родителями.

Итак, как приучить ребенка к спорту, или скажем по другому как заинтересовать ваше чадо чем то другим кроме компьютера?

Первое. что должны сделать родители, приучить ребенка хотя бы час в день гулять на свежем воздухе, делать несколько раз в неделю зарядку. Не обязательно заставлять ребенка заниматься вместе с вами, малыш. увидев маму или папу занимающихся спортом, сам захочет все за вами повторять.

Второе, дарите детям разные спортивные «игрушки» мячи, гантели, скакалки, скейт, самокат, ролики, велосипед, лыжи, санки, ракетки для бадминтона или тенниса и т.д.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка спортом в целом стоит чаще смотреть и читать вместе о спортивных достижениях, новости спорта и спортивные соревнования.

Дети легко приобретают новые увлечения, но к сожалению, иногда быстро их теряют, для того чтобы поддержать ребенка на верном пути, стоит его похвалить, подбодрить, заинтересовать.

  • Если вы сами не имеете времени или желания для занятий спортом со своим чадом, смело можете его отдавать в спортивную секцию.
  • Если с конкретным видом спорта не определились - то можно попробовать занятия для детей в любом фитнес центре вашего города, где опытный инструктор поможет определиться с выбором спортивной секции.
  • Если ваш ребенок еще слишком мал, для того, что бы повторять какие- либо упражнения за тренером, не стоит пренебрегать его обществом во время тренировок. Выберите такой фитнес центр, где есть детская комната с различными детскими горками, аттракционами, шариками. Ваш ребенок будет видеть вас, во время занятий спортом. это обязательно позитивно отразится на его отношении к активному образу жизни.
  • Если ваш ребенок хочет серьезно заняться каким-то видом спорта. не стоит навязывать ему свое мнение. Отговаривать, лучше, если он сам сделает выбор.
  • Если у вас мальчик, который совершенно не умеет себя защищать, не ждите от него побед на боксерском ринге, или того, что зачисление в секцию по самообороне может все исправить. Некоторым мальчишкам на много более по душе танцевальный класс, но попытаться стоит.
  • Если ребенок хочет заниматься спортом, но не может выбрать конкретный вид - ничего страшного, если он будет время от времени менять спортивные секции.Главное -желание заниматься спортом.
  • Хорошей альтернативой спорту может быть спортивный туризм или спортивные танцы. Первое - связанно с приключениями,второе - с искусством.

Помните, что вы являетесь первыми и самыми весомыми авторитетами для своих детей, и чаще всего, вырастая, дети копируют именно своих родителей. В любом случае спорт в жизни ребенка сыграет свою положительную роль. Даже если он не станет великим спортсменом, волевым и организованным человеком станет точно. Желаем вам удачи в воспитании детей и спорте!

Значение физической культуры в жизни дошкольника

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, физически хорошо развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище, крайне необходимо обеспечить и удовлетворение потребности в движении.

Физкультурно-оздоровительной работе детском саду отводится достаточное время в режиме дня. Утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после сна, прогулка, водные процедуры (умывание), подвижные игры и игровые упражнения на улице, динамические паузы, физкультурные занятия, досуги и праздники - всё это является формами физкультурно-оздоровительной работы.

Два - три раза в неделю физкультурные занятия проводятся в зале или на свежем воздухе. Для физкультурных занятий ребенку необходима спортивная форма и обувь: в теплое время года - шорты, футболка, носки, полукеды или спортивные тапки; для занятий на улице в холодное время года - спортивные брюки, спортивная кофта, футболка, носки, полукеды или спортивные тапки, спортивная шапочка.

Во всех возрастных группах физкультурные занятия имеют высокую моторную плотность, то есть 80-90% занятия дети двигаются, в результате чего одежда становится влажной и теряет былую чистоту. Поэтому для поддержания здоровой гигиены ребенку необходимо иметь для занятий форму. Кроме этого специальная одежда и обувь являются соблюдением техники безопасности. Спортивная форма не стесняет движений малыша, он может выполнять различные упражнения с большой амплитудой. Кеды на резиновой подошве не скользят, что снижает риск получения ребенком травмы.

Дети находятся в одежде более 70% времени суток, и им небезразличен «пододежный микроклимат». Давайте вместе заботиться о том, чтобы детям было комфортно не только на физкультурных занятиях, но и после них.

Искусство физического воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания.
Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова.”, “Здоровью цены нет.”. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым - это желание каждого родителя. Но как это сделать, какими средствами и путями?
Обратиться именно к этой проблеме меня побудило наблюдение за педагогическим процессом в ясли/саду в течение нескольких лет.
Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах педагогики и, в частности, физического воспитания детей.
Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад показало, что папы и мамы мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Родители зачастую оберегают своих малышей от физических усилий (“не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди”), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Из лучших побуждений, конечно. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.
Можно выделить основные причины неудач в воспитании детей (в том числе и физическом).
1. Отсутствие у родителей потребности в здоровом образе жизни: игнорирование занятий по физической культуре, курение, злоупотребление алкоголем.
2. Незнание (недостаточная подготовка в вопросах детской педагогики и психологии).
3. Неуверенность в своих силах.
4. Занятость на работе и общественная нестабильность.
5. Пренебрежительное отношение к своим обязанностям.
Поэтому я считаю, что в детском саду необходимо систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая теоретические знания и практические занятия, обмен опытом воспитания детей.
Информация и практический опыт, полученный родителями на совместных мероприятиях, помогут: увидеть, узнать работу детского сада по физическому развитию их детей, вызвать у родителей интерес к данному вопросу, дать знания об уровне “двигательной зрелости” детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставить возможность позаниматься физкультурой не только ребёнку, но и взрослому, снизить “дефицит” положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при, совместной спортивной деятельности детей и взрослых, облегчить общение родителей и сотрудников детского сада, обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в детском саду, а значит повысить эффективность работы по оздоровлению детей. Следовательно, проблему оздоровления дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй.
Воспитание, в частности физическое, тесно связано с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни. Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретённые навыки.
Продуманный педагогический процесс должен обеспечить преемственность разных
организационных форм, преемственность физического воспитания в детском саду и в семье.
Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей - необходимо создать доверительно-деловые контакты, атмосферу сотрудничества, которые предполагают несколько этапов:
1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;
2. Ознакомление с условиями, проблемами семьи в воспитании здорового ребёнка, продолжать формировать установку на сотрудничество;
3. Организация совместных усилий родителей и педагогов детского сада, направленных на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.
В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:
1 группа родителей - недооценка значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;
2 группа родителей - понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но не хватает знаний и опыта,
нет времени, то есть загружены работой,
нет желания заниматься с ребёнком.
Эти родители в большинстве полагаются на работу детского сада. Для этих родителей необходимо дать информацию об основах воспитания здорового ребёнка, практические советы и рекомендации.
3 группа родителей - знают и умеют, занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.
Условно разделив родителей на группы, легче будет осуществлять дифференцированный подход в работе и добиться желаемого результата.
Как же проявляется дифференцированный подход в совместной спортивной деятельности детей и взрослых.
В начале года провожу анкетирование для того, чтобы больше узнать о ребёнке, о его физическом воспитании в семье, узнать уровень педагогической подготовленности в физическом воспитании родителей, наметить план работы с родителями и детьми. Для определения эффективности работы, результатов по совместной спортивной деятельности детей и взрослых использую также анкетирование взрослых и детей в конце года.
Анализ анкеты родителей и устного анкетирования детей убедительно показывают:
совместная спортивная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей.
Поэтому можно сделать выводы:
1. Все дети очень любят ходить на совместные спортивные мероприятия - не было случая, когда ребёнка пришлось бы принуждать к этому;
2. Самыми любимыми для детей были совместные с родителями физкультурные досуги «Весёлые старты» и “Навстречу друг другу»”, для некоторых детей ещё танцевальные упражнения под музыку, 30% детей назвали все виды упражнений любимыми;
3. Дети с удовольствием повторяли освоенные упражнения дома, на прогулках занимались с родителями.
4. Главную пользу от таких занятий родители видели в том, что они узнали, какие упражнения полезны их ребёнку и как их правильно выполнять. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным;
5. Все участники совместной спортивной деятельности положительно отзывались о методах работы инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, медицинских работников;
6. В числе немногих замечаний были лишь замечания - проводить занятия чаще, заниматься больше на свежем воздухе, иметь возможность обучить детей плаванию.
Другая проблема, над которой я работаю - это усиление роли физического воспитания на благополучное вхождение в социум, на саморегулирование поведения, выработке жизненной позиции. Сегодня перед дошкольным учреждением стоит сложная задача - воспитание человека деятельного, инициативного, способного найти выход из создавшихся трудностей.
К примеру, одной из главных задач программы по физическому воспитанию « От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, является использование новых форм организации деятельности детей, имеющих важное значение для социализации ребёнка и обеспечивающих ему психологический комфорт, а также стимулирующих развитие у них самостоятельности и ответственности. Вырабатывая навыки владения основными движениями и выполнения физических упражнений, я знакомлю детей с физическими, физиологическими процессами человека во время занятий физкультурой (строение тела, мышц, правильной осанки, роли позвоночника в организме, работе сердца, о роли режима дня, о правильном питании). Кроме того, о правилах поведения, помощи при травмах (ушибы, порезы, обморожения и т. д.) - всё это для осознанного отношения к физкультурным занятиям.
В физкультурных праздниках и развлечениях я обратилась к теме истории спорта, для того чтобы познакомить детей с зарождением Олимпийских игр в Афинах, с современными видами спорта, с идеалами Олимпийского движения. По-моему мнению это должно заложить в сознании ребят интерес и уважение к занятиям физкультурой.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим отчётливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними. Психологи, отвечая на вопрос: "Как приходит успех?", отвечают, что его можно добиться благодаря специальному обучению. И эстафеты, спортивные игры - универсальное средство для "тренировки на успех", главное достоинство которых то, что дети могут ошибаться и исправлять свои ошибки.

Здоровье ребёнка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьёй.

С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику. Кроме того, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила.

Большое значение в укреплении здоровья имеют циклические, то есть длительные, регулярно повторяющиеся упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости.

Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровому образу жизни являются:

1.Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. Наряду с проведением физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр широко используются профилактические, закаливающие мероприятия.

2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. Такие занятия организуются 2 раза в месяц (рассматривание иллюстраций, картин, обследование сверстника, составление модели и т.д.)

3. Опытно-экспериментальная деятельность. Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с телом, констатацию его изменения и влияния на самочувствие и состояние здоровья.

4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий.

В тёплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе.

Зимой возможностей немало: катание на санках с горки, на коньках, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении. Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.

Двигательная активность играет важнейшую роль в укреплении здоровья ребёнка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций.

9. Программно-целевые и технологические аспекты физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Формирование физической компетентности дошкольников должно проводится в соответствии с основными принципами:

Принцип доступности – предлагаемый двигательный материал детям знаком, соответствует их уровню развития и решаемым на занятии задачам

Принцип осознанности – усвоенные осознанно знания будут основой для развития у дошкольников самостоятельности в двигательной деятельности.

Принцип последовательности (от простого к сложному) – выполнение двигательных заданий начинается с самых простых, постепенно усложняясь по содержанию, технике, форме организации.

Принцип постепенности – постепенное увеличение количества двигательных заданий на физкультурном занятии.

Принцип повторности – многократное повторение двигательных заданий помогает успешному физическому развитию и постепенному формированию физической компетентности.

Принцип координации деятельности педагогов и специалистов – предполагает сотрудничество и скоординированность действий инструктора физической культуры, воспитателей и родителей.

Выполняемые действия в любой двигательной деятельности создают базу для успешного решения двигательных задач, возникающих и в повседневной жизни. Обеспечение переноса выполнения физических упражнений из специально созданных условий под контролем взрослого в целесообразные действия игровой обстановки и повседневной жизни ведет к формированию творческой двигательной компетентности.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ строится на основе изучения индивидуальных особенностей каждого воспитанника, с учетом результатов диагностического обследования. Система комплексной диагностики включает в себя: регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ; периодический осмотр специалистами детской поликлиники, обследование детей 5-7 лет; диагностирование общей физической подготовленности детей, мониторинг физического развития, который проводит инструктор по физической культуре; определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья; своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития; психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Консультация для родителей детского сада. Роль физкультуры в физическом развитии ребенка

Варенцова Марина Владиславовна, инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №39 корпус 2 комбинированного вида города Тюмени
Описание работы: Данная консультация предназначена для родителей дошкольников, инструкторов по физической культуре, может быть использована педагогами на родительских собраниях.

"Роль физкультуры в физическом развитии ребенка"

Задачи и средства физического воспитания
В общей системе всестороннего и гармонического развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Значение этих задач обусловлено тем, что, несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы, укреплять все группы мышц, особенно мышцы-разгибатели, способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам, укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию умения согласовывать дыхание и движение, содействовать развитию нервной системы и органов чувств.
Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Физические упражнения
Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания.
Физические упражнения оказывают всестороннее влияние на развитие ребенка. Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только комплексное их применение в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяют добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта. У закаленного человека повышается устойчивость организма к температурным условиям, солнечной радиации, резким колебаниям погодных условий, увеличивается сопротивляемость к разнообразным заболеваниям.
Физические упражнения представлены следующими видами: гимнастика, подвижные игры и элементы спортивных игр, спортивные упражнения, простейший туризм.
Гимнастика
Гимнастика строится главным образом на движениях, основанных на активной работе крупных мышечных групп (подскоки, прыжки, лазание, приседание, наклоны и т.п.).
Однако детям предлагают некоторые упражнения, воздействующие преимущественно на отдельные группы мышц, суставы, например упражнения, укрепляющие мышцы стопы (ходьба на носках, перекладывание мелких предметов ступнями ног, перетягивание или собирание шнура пальцами ног и т.д.) или повороты, наклоны головы; сжимание и разжимание пальцев, вращение обруча или палки пальцами.
От 3 до 7 лет дети владеют в основном движениями, которыми им приходится пользоваться в повседневной жизни (ходьба, бросание, приседание и т.п.). Но даже эти простые движения далеки от совершенства: они не точны, недостаточно координированы, скорость их незначительна. Для дошкольного возраста характерно постепенное количественное и качественное развитие движений ребенка.
Основные движения
Основные движения благоприятно влияют на всестороннее физическое развитие детей: укрепляют и развивают мышцы, связки, улучшают работу сердечно–сосудистой и дыхательной систем, внутренних органов и кожи. Особенно усиливается оздоровительное влияние основных движений, если они проводятся на свежем воздухе. Одним из этих видов является ходьба.
Ходьба
Во время ходьбы и бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц. Работа мышц при этом динамична и совершается без особого напряжения, что создает благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ. Ходьба способствует развитию и укреплению главным образом мышц нижних конечностей. Мышцы туловища и рук принимают при ходьбе меньше участия. Спокойная ходьба служит средством успокоения деятельности органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки (например, подвижной игры, бега).
Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и т.д.) очень важны, так как способствуют развитию и укреплению мускулатуры стопы, предупреждая плоскостопие у детей.

Бег
Бег – интенсивное движение. Он оказывает большую функциональную нагрузку на весь организм ребенка, является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения, воспитания быстроты, выносливости.
Прыжки
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм занимающегося. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости. Очень ценны прыжки со скакалкой. Они содействуют тренировке дыхания, развитию выносливости детей. Во время выполнения прыжков совершенствуются координационные способности детей, так как прыжки со скакалкой требуют точного согласования движений рук и ног, величины подпрыгивания, его темпа с направлением и скоростью крутящейся скакалки.
Ползание
Ползание разносторонне развивает и укрепляет мускулатуру как крупных (плечевого пояса, спины, живота), так и более мелких мышечных групп (кисти рук, предплечья, стопы). При упражнениях в переползании напряжение чередуется с отдыхом, что способствует более длительному функционированию мышц. Как известно, такие упражнения оказывают благоприятное воздействие на сердечно–сосудистую и дыхательную системы. А момент разгрузки позвоночника в горизонтальном положении чрезвычайно благоприятен для формирования правильной осанки. Во время переползания развиваются координационные способности.
Лазание
Упражнения в лазании совершаются в вертикальном, наклонном или горизонтальном положении туловища. Все упражнения в лазании проводятся с опорой на руки, на ноги, в так называемом смешанном висе и упоре. При таком лазании в работе принимают участие как мышцы рук и плечевого пояса, так и мышцы туловища и ног. Напряжение мышц чередуется с расслаблением. Это создает благоприятные условия для дыхания. Лазание на одних руках с детьми дошкольного возраста не следует проводить.
Упражнения в лазании, перелезании, пролезании чрезвычайно благоприятны для гармонического физического развития ребенка и формирования осанки.
Метание и ловля
Упражнения в ловле и метании воспитывают ловкость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук, плечевого пояса. Они способствуют также совершенствованию координации движений. Для детей дошкольного возраста, у которых координация движений и глазомер развиты еще недостаточно, метание и ловля представляют довольно сложные физические упражнения. Они требуют от ребенка большого напряжения внимания, так как при метании необходимо придать предмету определенное направление, траекторию и скорость полета.
Равновесие
Оно важно для любой детской деятельности. Равновесие является важнейшей функцией организма, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность.
Сохранение равновесия зависит от сложного взаимодействия главным образом, вестибулярного, кожно–мышечного и зрительного анализатора, регулируемых центральной нервной системой. Развитию равновесия способствуют физические упражнения и игры. Поддерживать равновесие помогают балансирование, добавочные, выравнивающие движения рук, ног, туловища, головы. Равновесие совершенствуется в спортивных упражнениях и во время игр. Все задания, связанные с тренировкой равновесия, требуют от ребенка большого внимания, собранности. Они способствуют развитию тонкой координации движений, решительности, уверенности в своих силах. Четкие и точные движения приучают ребенка следить за правильностью занятой позы, что важно для воспитания хорошей осанки.
Танцевальные упражнения
Это танцевальные шаги, элементы плясок, хороводов. Они развивают легкость, ритмичность, плавность, красоту, непринужденность и выразительность движений. Танцевальные упражнения благоприятны для формирования осанки.
Игры
Игра служит основным рычагом физической культуры дошкольника. С помощью игр ребенок овладевает полезным для него двигательным действием и упражняется в нем.
Спортивные игры положительно влияют на укрепление здоровья, закаливание и физическое развитие детей. Спортивные упражнения служат хорошей подготовкой к занятию спортом в будущем.
Простейший туризм
Это важное средство физического воспитания. Туризм в детских садах – это пешеходные и лыжные прогулки за пределы участка, имеющие целью – совершенствование навыков движения, ориентировки «на местности».
Все перечисленные формы работы связаны между собой и дополняют друг друга. В совокупности они создают определенный двигательный режим.


Лыжи
Передвижение на лыжах – циклическое движение, благоприятно влияющее на развитие костного аппарата и всех групп мышц. Исследования показывают, что у детей, которые систематически занимались ходьбой на лыжах, не наблюдалось отклонений в развитии стопы. Ходьба на лыжах укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
Коньки
Катание на коньках развивает основные группы мышц, особенно ног, укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную системы, закаливает организм, повышает обмен веществ, способствует воспитанию физических качеств (быстрота, ловкость, равновесие, выносливость), а также волевых качеств (смелость, решительность).
Санки
Катание на санках включает различные движения: ходьба или бег с санками, катание других детей, бег с санками до горки, поднимание и скатывание с нее и др. эти движения укрепляют основные группы мышц, развивают сердечно-сосудистую, дыхательную системы, усиливают обмен веществ, закаливают, воспитывают навыки правильной осанки. Кроме того, у детей развиваются физические и волевые качества и положительные эмоции.
Велосипед
Езда на велосипеде относится к скоростно-силовым упражнениям. Это оказывает сильное воздействие на дыхательную систему, способствует укреплению мышц, особенно ног, стопы. При систематических занятиях ездой на велосипеде у детей развивается быстрота, ловкость, равновесие, глазомер, координация движений, ритмичность, сила, выносливость, повышается вестибулярная устойчивость.
Самокаты
Катание на самокатах также способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, развивает мышцы ног, стопы и воспитывает быстроту, глазомер, ловкость, равновесие, выносливость. Подбирать самокаты следует по росту детей: в положении стоя на самокате ребенок должен держаться за ручки, не сгибая корпуса.
Плавание
Плавание – это циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные качества, мышцы, в том числе мышцы стопы, кисти, пальцев, шеи, что способствует сохранению правильной осанки. При выполнении упражнений в горизонтальном положении, вес тела не давит на позвоночник и стопу, что позволяет предупреждать появления дефектов в осанке и стопе и лечить, если они у ребенка возникли. При плавании осуществляется закаливание организма, теплорегуляция, улучшается обмен веществ, работа внутренних органов. Плавание способствует развитию ловкости, быстроты, равновесия, координации движений, силы, выносливости.

Сегодня физкультура , к сожалению, не в списке приоритетов у многих родителей, и поэтому их дети подвержены гиподинамии — недостаточной двигательной активности , а некоторые, даже, ожирению.

Такая ситуация заставляет глубоко задуматься тех, у кого есть чем. В ряде исследований гигиенистов показано, что более 80% дневного времени большинство школьников сидят в школе за партой, дома за компьютером, на кухне за столом, в комнате на диване или просто на полу… И так они проводят в неправильной позе целые дни напролет. А как же подвижные игры, бег и просто ходьба? Да, они иногда бегают — так, для видимости, чтоб отметится: мол, и у нас модные кроссовки есть. А ведь надо учить правильной позе: сначала как надо сидеть, стоять, а потом уже — ходить и бегать. Некоторые хотят еще и прыгать : как правило, на месте и только выше своей головы. Но это уже акробатика , а мы пока о физкультуре кудахтаем.

На уроки физкультуры в среднем приходится всего 1-3% времени бодрствования школьников. Уроки физкультуры и родителями, и детьми зачастую воспринимаются как ненужный, необязательный предмет. Доходит до того что не у всех детей есть спортивная форма и обувь, соответствующая виду занятий. Или же им непонятно, что для кросса нужны кроссовки, для футбола бутсы, а для занятий в зале — кеды… К тому же физкультура в школе зачастую сводится к сдаче нормативов вместо собственно занятий. Дети стремятся отпроситься и пропустить этот урок. А школьная дисциплина сегодня часто исключает подвижные игры: по коридорам бегать нельзя, во двор не выпускают, а спортзал на переменах закрыт… Чем старше школа, тем меньше двигательной активности у детей; особенно она мала зимой.

Следствия недостаточной физической активности

Гиподинамия дорого обходится. При длительном сидении кровь застаивается в нижних конечностях, скорость обмена веществ снижается, начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательными системами. Соответственно, ухудшается и работоспособность в целом. В результате даже самые усердные занятия учебой без достаточной физической активности имеют в целом сомнительный результат — снижается скорость обменных процессов, ухудшается память и концентрация внимания, нарушается координация движений.

Как следствие, устойчивость организма к инфекционным заболеваниям снижается. Понижается тонус сосудов. Может развиться сердечно-сосудистая недостаточность. Все это, в комплексе с неправильным питанием , приводит к ожирению.

У детей, которые мало двигаются, мышцы слабые, неспособные поддерживать правильную осанку. Как следствие, дети становятся сутулыми, страдают от головных болей.

Как бороться с малоподвижностью? Конечно, многоподвижностью!

Естественно, лучше предупредить (предупреждали, но тупым это не помогает), чем лечить, и вообще — не доводить до такого состояния. Сделать это можно единственным способомправильным питанием, занятиями спортом в совокупности с закаливанием естественными силами природы, разнообразной двигательной активностью. Утренняя физзарядка, подвижные игры на переменах, уроки физкультуры , занятия в клубах, прогулки после обеда и перед сном, активный отдых на выходные.

Регулярные, систематические занятия физической культурой совершенствуют механизмы энергообеспечения повышая защитные силы всех органов и систем человека. Таким образом, физкультура является мощнейшим фактором укреплением здоровья ребенка. Если школа не обеспечивает достаточной нагрузки, необходимо 2-3 раза в неделю посещать спортивные секции

— Работа мозга и центральной нервной системы

Оптимальная работа мышц и их полноценное кровоснабжение создает предпосылки для рациональной работы центральной нервной системы состоящей из головного и спинного мозга. Усложнение двигательных задач с повышением физической нагрузки вызывает регулярное активирование моторных зон мозга и как следствие совершенствование их.

Физическая нагрузка очень благоприятна для становления и развития ряда функций центральной нервной системы — подвижности, уравновешенности, силы нервных процессов. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работающих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставляют его более интенсивно и четко работать.

— Внутренние органы

Физическая нагрузка способствует и хорошей работе органов пищеварения, активизирует деятельность печени, почек, кишечника, улучшает функционирование желез. При выполнении физических упражнениях потребность в кислороде растет, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность брюшной полости и грудной клетки. Благодаря этому исчезают застойные процессы в легких, они лучше вентилируются, не скапливается слизь и мокрота.

Постоянные физические упражнения способствуют увеличению скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию опорно-двигательного аппарата ребенка ребенка.

— Общее самочувствие и эмоциональное состояние

В результате физической нагрузки человек испытывает больше ощущений, в том числе и положительных эмоций.

Двигательная активность необходима для полноценной работы головного мозга, внутренних органов и стабильного эмоционального состояния. Физическая нагрузка является обязательным условием гармоничного развития личности.

Противопоказания

Зачастую врачи рекомендуют избегать физической нагрузки — при падении зрения, при астме или так называемой «вегето-сосудистой дистании». Врачи делают это, в большинстве случаев, перестраховываясь и снимая с себя ответственность, их так учили. Поэтому родители должны очень серьезно подойти к данному вопросу. На самом деле, правильно подобранные физические упражнения в большинстве случаев будут благоприятны для выздоровления и профилактики хронических заболеваний.

Физкультура и формирование личности человека

Физкультура дает возможность научиться правильно и экономно выполнять движения, что позволит организму хорошо приспосабливаться к новым условиям внешней среды, к любому виду трудовой деятельности. Ребенок, занимаясь физкультурой, приобретает такие качества , как ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость , коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность, растет коммуникативным и нормально социализируется в коллективе.

На занятиях физической культурой возникают познавательные ситуации, в которых ребенок овладевает и совершенствует технику физических упражнений, приемы практических действий, развиваясь умственно. Тренирующийся учится максимально эффективно выполнять поставленные задачи, быстро принимать правильное решение.

Когда ребенку нужно начинать тренироваться?

Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых дней после рождения человека.

Полноценное Развитие — процесс, направленный на изменение организма с целью его усовершенствования; универсальное изменение тела и сознания; всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания.
Развитие - это попытка организма (как системы) преодолеть естественный рост хаоса внутри себя, на всех(...) " class="glossaryLink ">развитие детей без физической активности практически невозможно. Недостаток двигательной активности ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

С самого рождения благодаря двигательной деятельноcти человек познает мир, развивает свои " class="glossaryLink ">психические процессы , волю, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Если это время будет упущено, то в дальнейшем наверстать упущенное и устранить допущенные ошибки будет крайне трудно.

Основные физические способности и функциональные возможности ребенка нужно повышать и в старшем школьном возрасте. Этот период — наиболее сензитивный по отношению ко многим физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества удается с трудом.